АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 июня 2008 года Дело N А51-2288/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А.Фокиной, рассмотрев в судебном заседании 18.06.2008 дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гоковой Виктории Николаевны к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 78.298 руб., при участии в заседании:

от заявителя - представителя Петрова А.А. (по доверенности от 16.06.2008, нотариальной, регистр. N 3167),

от МИФНС - не явились, извещены, протокол судебного заседания вёл секретарь судебного заседания О.С.Инкина, установил:

Резолютивная часть решения была оформлена судом и объявлена в судебном заседании 18.06.2008, изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось судом на основании п. 2 ст. 176 АПК РФ. Полный текст решения изготовлен 25.06.2008.

05.03.2008 индивидуальный предприниматель Гокова Виктория Николаевна (далее по тексту - «заявитель» или «предприниматель») обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (далее по тексту - «ИФНС», «Инспекция» или «налоговый орган») возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 78.298 руб. Налоговый орган в судебное заседание представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. По изложенному и на основании ст.ст. 156, 200 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей налогового органа по имеющимся в деле документам.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал в полном объёме, указал, что в октябре 2007 года вместо ЕНВД ошибочно перечислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 78.298 руб., и наличие переплаты подтверждено как органом ПФ РФ, так и самим налоговым органом, однако на неоднократные обращения предпринимателя с требованием уточнить реквизиты платежа либо произвести возврат налоговый орган такие действия производить отказался.

Инспекция по тексту письменного отзыва от 22.05.2008 N 03-06/921 против требований предпринимателя возражала в полном объёме, полагая, что страховые взносы на отвечают понятию налога, в связи с чем налоговые органы не имеют права выносить решения о возврате (зачёте) излишне уплаченных страховых взносов. При этом наличие переплаты по лицевому счёту в спорном размере налоговый орган подтвердил. Исследовав имеющиеся в материалах дела документы и выслушав доводы и пояснения заявителя, суд установил следующее. Гокова Виктория Николаевна была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока 31.07.2006, запись о чём внесена ИФНС в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за номером 306253721200031. При постановке на налоговый учёт Гоковой В.Н. был присвоен ИНН 650600580418 (строка 14 Выписки из ЕГРИП от 05.03.2008).

24.10.2007 предпринимателем при перечислении в местный бюджет единого налога на вменённый доход (ЕНВД) за 3 квартал 2007 года (платёжным поручением N 51) были допущены ошибки в номере кода бюджетной классификации (по тексту - «КБК»), в связи с чем перечисление денежных средств в сумме 78.298 руб. было произведено по КБК 18210202030061000160, то есть фактически - в счёт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части пенсии. Одновременно предпринимателем уплачивались и страховые взносы в виде фиксированного платежа, что подтверждается Реестром учёта платежей страхователей за период с 01.01.2007 по 28.11.2007, в связи с чем у предпринимателя возникла переплата по данным фиксированным платежам в сумме 78.298 руб., что подтверждается представленными заявителем в материалы дела платёжными поручениями, Реестром учёта платежей страхователей за период с 01.01.2007 по 28.11.2007, Актом сверки расчётов плательщика страховых взносов с ПФ РФ N 5/9935 от 28.11.2007, а также Актом совместной с налоговым органом сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафа N 333 по состоянию расчётов на 21.05.2008. После обнаружения указанной переплаты заявитель 23.11.2007 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате на расчётный счёт ошибочно перечисленные по КБК 18210202030061000160 страховые взносы в сумме 78.298 руб., рассмотрев которое, ИФНС Решением от 26.11.2007 N 2793 оставила его без исполнения, указав, что страховые взносы в виде фиксированного платежа признаками налога не обладают, и налоговые органы не имеют права принимать решения о возврате (зачёте) излишне уплаченных страховых взносов. Не согласившись с отказом инспекции возвратить излишне уплаченные страховые взносы, заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Суд полагает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, - в составе единого социального налога.

Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Соответственно, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не относятся к числу налогов и не отвечают понятию налога, данному в ст. 8 НК РФ, являясь индивидуально возмездными платежами.

Статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.

Одновременно, пунктами 1 и 2 статьи 25 Закона предусмотрено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Из положений пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ следует, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Указанной норме корреспондируют положения пункта 1 раздела 2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом МФ РФ от 08.12.2006 N 168н, дающие понятие администратора поступлений в бюджет (коду администратора соответствуют 1-3 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ - КБК): администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы и иные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учёт, взыскание и принятие решений о возврате (зачёте) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, кодом Федеральной налоговой службы является код 182, в связи с чем, а также в соответствии с Приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп.), Федеральная налоговая служба России до 01.01.2008 являлась администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой (КБК 182 1 02 02010 06 0000 160) и накопительной (КБК 182 1 02 02020 06 0000 160) частей трудовой пенсии, а также уплачиваемых в виде фиксированных платежей, направляемых на финансирование страховой (КБК 182 1 02 02030 06 0000 160) и накопительной (КБК 182 1 02 02040 06 0000 160) частей трудовой пенсии.

С 01.01.2008 вступил в силу Федеральный закон N 182-ФЗ от 21.07.2007 «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», согласно Приложению N 1 к которому («Перечень главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда РФ») ФНС России (КБК главного администратора доходов - 182) по-прежнему является администратором доходов бюджета ПФ РФ в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии (КБК доходов бюджета - 182 1 02 02010 06 0000 160) и на финансирование накопительной части трудовой пенсии (КБК доходов бюджета - 182 1 02 02020 06 0000 160).

В соответствии с пунктами 4, 17, 18, 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (с изм. и доп.), возврат (возмещение) осуществляется органами Федерального казначейства на основании платёжных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение), само решение администратора поступлений в бюджет о возврате (возмещении) в органы Федерального казначейства не представляются.

Буквальное толкование содержания указанных норм позволяет сделать вывод о том, что возвраты (зачёты) излишне уплаченных сумм страховых взносов отнесены к компетенции налоговых органов.

Пунктом 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не устанавливает порядок проведения зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем эти правоотношения регулируются положениями главы 12 Налогового кодекса РФ.

Порядок осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов установлен статьёй 78 НК РФ, из положений пунктов 1, 6, 7, 8, 14 которой (в редакции, применяемой с 01.01.2007) следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику (п. 1); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по письменному заявлению налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, и после зачёта суммы излишне уплаченного налога в счёт погашения недоимки (задолженности) (п. 6); заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7); решение о возврате принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов; до истечения этого срока в территориальный орган Федерального казначейства налоговым органом должно быть направлено и поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога (п. 8); правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (п. 14).

Таким образом, из указанных положений следует, что налоговый орган осуществлял полномочия по зачёту и возврату платежей не только тех, которые поступали в различные уровни бюджета, но и тех, которые поступали во внебюджетные фонды, в том числе в социальные внебюджетные фонды.

Учитывая изложенное и исходя из универсальности воли законодателя, что соответствует принципу всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), суд полагает, что при отсутствии иного порядка вышеизложенный порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов распространяется также и на случаи возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, пунктом 7 ст. 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

С учётом изложенного суд пришел к выводу о том, что зачёты и возвраты излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны осуществляться налоговыми органами. Указанная позиция суда, отвечая принципу единообразия судебной практики, соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 4240/06 от 05.09.2006.

Доводы налогового органа относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, следует отклонить, так как статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Принимая во внимание, что переплата в указанном заявителем размере по настоящее время плательщику не возвращена, а её наличие подтверждается имеющимися в деле документами, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя о возврате переплаты.

В связи с удовлетворением требований заявителя о возврате страховых взносов расходы по уплате госпошлины в сумме 2.848,94 руб. по правилам п. 1, п. 2 ст. 110 АПК РФ суд относит на налоговый орган, поскольку положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, а судебное решении принято не в их пользу.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока возвратить индивидуальному предпринимателю Гоковой Виктории Николаевне, ИНН 650600580418, излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, направляемых на финансирование страховой пенсии (КБК 18210202030061000160), в сумме 78298 (семьдесят восемь тысяч двести девяносто восемь) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока в пользу индивидуального предпринимателя Гоковой Виктории Николаевны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2848 (две тысячи восемьсот сорок восемь) рублей 94 копейки.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке

     Судья
 А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка