• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 августа 2008 года Дело N А51-6980/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А.Фокиной,

рассмотрев в судебном заседании 13.08.2008 дело по заявлению Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края к Специализированному отделению по г. Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий по возврату Постановления N 2 от 01.04.2008 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов с Войсковой части 90720, при участии в заседании:

от заявителя - не явились,

от Специализированного отделения - представителя Бойко Г.О. (по доверенности от 10.01.2008 N 01-43/1), протокол судебного заседания вёл судья А.А Фокина, установил:

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 13.08.2008, изготовление решения в полном объёме откладывалось судом на основании п. 2 ст. 176 АПК РФ. Полный текст решения изготовлен 13.08.2008.

ГУ Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края (далее по тексту - «заявитель», «Отдел фонда» либо «взыскатель») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Специализированного отделения по г. Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее по тексту - «УФК», «Отделение казначейства») по возврату Постановления N 2 от 01.04.2008 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов с Войсковой части 90720 и об обязании принять к исполнению исполнительный документ - Постановление N 2 от 01.04.2008 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

В судебное разбирательство 13.08.2008 не явился представитель заявителя, о месте и времени судебного заседания извещён судом надлежащим образом. Через канцелярию суда 04.08.2008 поступило ходатайство N 1402 от 30.07.2008 от Учреждения о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 156, 200 АПК РФ, суд рассмотрел дела в отсутствие заявителя по имеющимся в материалах дела документам.

Настаивая на удовлетворении требований по тексту заявления, Отделение фонда указало, что действия УФК противоречат положениям п. 3 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ N 31 от 17.05.2007, поскольку у Войсковой части 90720 отсутствуют счета в учреждении Банка России или других кредитных организациях, а имеется только лицевой счёт в Отделении казначейства. При этом органы Пенсионного фонда не обладают полномочиями по предъявлению в суд исков о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов по ним менее 50000 рублей.

Отделение казначейства, возражая против требований в полном объёме, указало, что в силу ст.ст. 239, 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнительными документами, которые могут быть предъявлены на взыскание в органы Казначейства, являются только исполнительный лист и судебный приказ. Бюджетные полномочия органов Федерального казначейства расширительному толкованию не подлежат, а постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются нормативными актами и обязательны только для применения судами.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, выслушав доводы и пояснения сторон, судом установлено следующее.

01.04.2008 Отделом фонда в связи с наличием у страхователя - Войсковой части 90720 - задолженности по уплате пеней по страховым взносам в сумме 10206,80 руб. на основании Решения N 2 было вынесено Постановление N 2 о взыскании со страхователя Войсковой части 90720 недоимки по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10206,80 руб.. которое было направлено на исполнение Отделу судебных приставов-исполнителей Первомайского района по Владивостокскому городскому округу УФССП по Приморскому краю.

08.04.2008 судебным приставом-исполнителем Цимерман Е.З. на основании указанного Постановления в отношении должника - Войсковой части 90720 - было возбуждено исполнительное производство N 1/16616/2310/50/2008 о взыскании 10206,80 руб. в пользу Отдела фонда.

26.05.2008 судебный пристав-исполнитель вынес Постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа в связи с ем, что должник является бюджетной организацией, имеет счёт в Казначействе, в связи с чем исполнительный документ необходимо направить для удержания в Казначейство.

Письмом N 1024 от 02.06.2008 заявитель направил в адрес Отделения казначейства Постановление N 2 от 01.04.2008 и дополнительные документы согласно описи (в том числе и Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства) для его исполнения.

Письмом от 09.06.2008 N 02-06/563 Отделение казначейства возвратило Постановление N 2 от 01.04.2008 и приложенные к нему документы в адрес Отдела фонда без исполнения, указав на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта.

Считая действия УФК по возврату исполнительного документа, оформленного и предъявленного в органы Казначейства надлежащим образом, Отдел фонда обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

Суд полагает, что требования заявителя о признании незаконными действий подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке, установленном статьёй 25.1 данного Закона.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен внесудебный порядок взыскания Пенсионным фондом РФ со страхователей - юридических лиц пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающих 50000 руб., в связи с чем органы Пенсионного фонда РФ не вправе обращаться в суд за взысканием таких платежей, поскольку установлен иной порядок их взыскания (п. 4 ст. 29, п. 1 ст. 213 АПК РФ).

При этом установленная статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам менее 50000 руб. подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В этой связи пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Действительно, пунктами 14, 15 статьи 25.1 вышеуказанного Закона N 167-ФЗ установлено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Приведённое положение соответствует норме п. 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о том, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также и акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (пп. 5).

В силу п. 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 239 Бюджетного кодекса РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением предусмотренных Кодексом случаев (п. 1); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом (п. 2); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (п. 3).

Однако из положений п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ и содержания п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном п. 3 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Поскольку у Войсковой части 90720 отсутствуют счета в банках и кредитных организациях, а имеется только лицевой счёт, открытый в Отделении казначейства, то возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ (Постановление N 2 от 01.04.2008) правильно направлен для исполнения в казначейство, через открытые счета в котором осуществляется финансирование Войсковой части из федерального бюджета.

При рассмотрении данного дела Отделение казначейства в нарушение п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ не доказало наличие у Войсковой части иных расчётных счетов, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий службой судебных приставов.

По изложенному суд приходит к выводу о признании незаконными действий УФК по возврату заявителя его Постановления N 2 от 01.04.2008 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В силу положений п. 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействия ) государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушения прав и законных интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании действий незаконными.

Однако, требование заявителя в порядке п. 5 ст. 201 АПК РФ об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя и об обязании Отделения казначейства принять к исполнению исполнительный документ - Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 2 от 01.04.2008 - суд отклоняет, поскольку оспариваемыми действиями все предъявленные в Казначейство документы были возвращены Отделению фонда, что следует из текста письма от 09.06.2008 N 02-06/563. Таким образом, в настоящее время Отделение данными документами не располагает, что препятствует Отделению казначейства что-либо принять к исполнению.

Доказательств того, что Отдел фонда вновь направил в УФК Постановление N 2 от 01.04.2008 для принятия к исполнению, материалы дела не содержат, в связи с чем суду не представляется возможным обязать Отделение принять его к исполнению.

В соответствии с правилами ст. 110 АПК РФ и с учётом освобождения заявителя от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 337 НК РФ суд не относит на стороны судебные расходы по уплате госпошлины.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 110 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Специализированного отделения по г. Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в возврате Постановления ГУ Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края N 2 от 01 апреля 2008 года «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации», которым с Войсковой части 90720 взыскивались пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10206,80 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
 А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-6980/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 13 августа 2008

Поиск в тексте