• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 октября 2008 года Дело N А51-9029/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Т.А. Аппакова

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Ю. Медведевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю к Администрации Лучегорского городского поселения

третьи лица ООО «Луч-КС» о признании недействительным постановления при участии в судебном заседании:

от заявителя - нач. отдела Бессонов С.К., доверенность N 2586/01 от 23.07.08 (без специальных полномочий), специалист-эксперт Николаев А.В., доверенность N 2491/01 от 17.07.2008 (со специальными полномочиями);

от третьего лица - не явился, извещен;

от ответчика - гл. спец. Филатов С.А., доверенность N 63 от 04.12.2007 (со специальными полномочиями);

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения объявлена 22.10.2008, решение в полном объеме изготовлено 27.10.2008.

установил: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления главы Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района Приморского края N 97-а от 10.12.2007 и обязании администрации Лучегорского городского поселения принять меры по возврату представленного во временное безвозмездное пользование ООО «Луч-КС» муниципального имущества по договору N 8 от 17.12.2007.

Определением от 23.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Луч-КС».

В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемое постановление издано с нарушением статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2007 «О защите конкуренции», так как действия администрации в рамках данного постановления подпадают под понятие муниципальная помощь, поскольку отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «Луч-КС» были переданы во временное безвозмездное пользование инженерные сети теплоснабжения и водоснабжения п. Лучегорск без проведения публичных процедур, что является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими участниками данного рынка. По мнению заявителя при передаче во временное безвозмездное пользование муниципального имущества ответчик не учел, что предоставление муниципальной помощи возможно только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа либо в соответствии с федеральным законом или нормативным актом органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.

Администрация требования оспорила, считает, что передачу объектов коммунального назначения нельзя расценивать как муниципальную помощь.

Ответчик пояснил, что объекты коммунального назначения были переданы ООО «Луч-СК» правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку ООО «Луч-КС» является единственным предприятием на территории Лучегорского городского поселения, которое имеет возможность в соответствии с действующим законодательством оказывать услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и канализации по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценами (тарифами).

Третье лицо в судебное заседание не явилось, в материалы дела представило

отзыв на заявление, в котором поддержало возражения ответчика, пояснив, что 17.12.2007 между ООО «Луч-КС» и Администрацией Лучегорского городского поселения заключен договор безвозмездного пользования объектами коммунального назначения и транспортными средствами, находящимися в собственности администрации Лучегорского городского поселения N 8, который соответствует нормам закона и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, поэтому основания для признания недействительным постановления N 97-а от 10.12.2007 отсутствуют.

Из материалов дела судом установлено, что комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю рассмотрено дело N 31, возбужденное в отношении администрации Лучегорского поселения, по признакам нарушения части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении порядка передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование ООО «Луч-КС» на основании постановления главы Лучегорского городского поселения N 97-а от 10.12.2007.

В ходе рассмотрения дела N 31 управлением установлено, что 10.12.2007 главой Лучегорского городского поселения издано постановление N 97-а о размещении муниципального заказа на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации и теплоснабжения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) у единственного источника. ООО «Луч-КС», как единственной организации, имеющей возможность в соответствии с действующим законодательством оказывать услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и канализации по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), предложено заключить с администрацией Лучегорского городского поселения муниципальный контракт на передачу в его пользование соответствующих инженерных сетей и другого имущества, необходимого для оказания указанных услуг.

17.12.2008 между ответчиком и третьим лицом заключен договор безвозмездного пользования объектами коммунального назначения и транспортными средствами, находящимися в собственности администрации Лучегорского городского поселения N 8, на основании которого администрация передала объекты коммунального назначения и транспортные средства в безвозмездное пользование ООО «Луч-КС».

Полагая, что постановление N 97-а от 10.12.2007 не соответствует Федеральному закону «О защите конкуренции» и нарушает права и законные интересы других лиц, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично в силу следующего. В соответствии со статьей 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным суду необходимо установить несоответствие данного ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; 4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Установлено, что на основании постановления N 97-а от 10.12.2007 между администрацией Лучегорского городского поселения и ООО «Луч-КС» 17.12.2007 заключен договор безвозмездного пользования объектами коммунального назначения и транспортными средствами, находящимися в собственности администрации Лучегорского городского поселения N 8, согласно которому администрация в целях оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения для жителей пгт. Лучегорск передала по акту приема-передачи от 17.12.2007 во временное безвозмездное пользование ООО «Луч-КС» муниципальное имущество коммунального назначения и транспортные средства, необходимые для его обслуживания.

Таким образом, в соответствии с оспариваемым постановлением орган местного самоуправления передал во временное безвозмездное пользование без проведения публичных процедур муниципальное имущество - объекты коммунального назначения и транспортные средства, необходимые для его обслуживания, отдельному хозяйствующему субъекту, создав для него более выгодные условия на рынке оказания услуг водоснабжения, ограничив, тем самым, для других потенциальных субъектов рынка водоснабжения, осуществление данного вида деятельности.

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» государственной или муниципальной помощью является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Таким образом, в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о конкуренции предоставление органом местного самоуправления имущества в пользование отдельному хозяйствующему субъекту, без проведения публичных процедур, является муниципальной помощью и подлежит контролю антимонопольным органом в рамках главы 5 вышеупомянутого закона.

Следовательно, предоставление таких преимуществ в нарушение установленных статьями 19 - 20 Закона о конкуренции оснований и порядка предоставления будет являться запрещенной государственной или муниципальной помощью.

В соответствии со статьей 20 Закона «О защите конкуренции» муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, установленных пунктами 1 - 5 части 1 указанной статьи.

Учитывая изложенное, для предоставления органами местного самоуправления муниципальной помощи хозяйствующему субъекту необходимо предварительное согласие антимонопольного органа в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, администрация Лучегорского городского поселения не обращалась в антимонопольный орган с ходатайством о получении предварительного согласия на предоставление в безвозмездное пользование ООО «Луч-КС» муниципального имущества.

Таким образом, действия администрации Лучегорского городского поселения по изданию постановления N 97-а от 10.12.2007 «О размещении заказа у единственного представителя», в котором содержится указание о передаче муниципального имущества - объекты коммунального назначения и транспортные средства, необходимые для его обслуживания, во временное безвозмездное пользование ООО «Луч-КС» без получения предварительного согласия антимонопольного органа является нарушением установленного частью 2 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» порядка предоставления муниципальной помощи.

Довод ответчика о том, что объекты коммунального назначения переданы ООО «Луч-КС» в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как ООО «Луч-КС» является единственным предприятием на территории Лучегорского городского поселения, которое имеет возможность в соответствии с действующим законодательством (обладает соответствующими лицензиями) оказывать услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и канализации по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), судом не принимается в силу следующего.

Пунктом 2 части 2 статьи 55 указанного закона установлено, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

В то же время частью 2 статьи 1 данного закона установлено, что его нормы применяются в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

При этом в силу части 2 статьи 3 закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Администрацией наличие вышеуказанных обстоятельств при передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование третьему лицу не доказано и судом не установлено, следовательно, орган местного самоуправления должен был согласовать с антимонопольным органом решение о предоставлении ООО «Луч-КС» муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Исходя из изложенного суд удовлетворяет требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю и признает недействительным постановление главы Лучегорского городского поселения от N 97-а от 10.12.2007 «О размещении заказа у единственного исполнителя» в связи с его несоответствием Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В удовлетворении требования об обязании администрации Лучегорского городского поселения принять меры по возврату представленного во временное безвозмездное пользование ООО «Луч-КС» муниципального имущества по договору N 8 от 17.12.2007 суд отказывает в силу следующего.

Как видно из представленных ответчиком в судебное заседание документов, 18.08.2008 между ответчиком и третьим лицом заключено соглашение о прекращении действия между ними договора N 8 от 17.12.2007 с 01.10.2008.

По акту приема-передачи от 18.08.2008 администрация приняла от ООО «Луч-КС» муниципальные объекты коммунального назначения и транспортные средства.

Таким образом, муниципальное имущество возвращено третьим лицом ответчику.

С учетом установленных судом обстоятельств основания для удовлетворения требования заявителя об обязании администрации принять меры по возврату переданного во временное пользование муниципального имущества отсутствуют.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным постановление главы Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района Приморского края N 97-а от 10.12.07 «О размещении заказа у единственного исполнителя» в связи с несоответствием Федеральному закону «О защите конкуренции».

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении остальной части требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю отказать.

Взыскать с Администрации Лучегорского городского поселения в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей госпошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

     Судья
 Т.А. Аппакова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-9029/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 27 октября 2008

Поиск в тексте