АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2008 года Дело N А51-11410/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Хвалько О.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крыжановским А.С, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Партизанскому району Приморского края к Отделению по Партизанскому району УФК по Приморскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в возврате исполнительного документа без исполнения с участием Управления образования Администрации Партизанского района при участии в заседании: от заявителя: представитель не явился

от ответчика - представитель Сосковец Е.В. по доверенности N 162 от 06.11.2008

от Управления образования - представитель Кузнецова З.А. без надлежаще оформленных полномочий, установил: Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Партизанскому району Приморского края, установив наличие задолженности муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Перетино» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направило требование об ее уплате страхователем. В установленный срок муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Перетино» задолженность в бюджет Пенсионного фонда не уплатило.

Полагаясь на сложившуюся практику о неисполнении службой судебных приставов-исполнителей постановлений Управления пенсионного фонда и вынесении постановлений об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием имущества и денежных средств на банковских счетах должника, на которые может быть обращено взыскание, ГУ УПФ РФ по Партизанскому району Приморского края 7 октября 2008 г. направило в Отделение по Партизанскому району УФК по Приморскому краю письмо N 1080 вместе с приложением постановления N99 и решением N 102 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней от 05.10.2008 для исполнения в порядке, предусмотренном ст.242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 13.10.2008 г. N122 отделение по Партизанскому району УФК РФ по Приморскому краю возвратило указанные документы со ссылкой на то, что взыскание задолженности по уплате страховых взносов страхователями - бюджетными организациями должно производиться территориальными органами УПФ в судебном порядке и то, что организация-страхователь не имеет в отделении казначейства лицевых счетов.

По мнению заявителя, ответчиком не учтено, что нормы Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», устанавливающие внесудебный порядок взыскания обязательных платежей, являются специальными по отношению к положениям Бюджетного кодекса Российской федерации, предусматривающим, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится только по решению суда. Заявитель ссылается на правовую позицию, изложенную в Постановлении ВАС РФ от 17.05.2007 N31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих публичных отношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение». Заявитель отмечает, что финансовую деятельность ответчика осуществляет Управление образования администрации Партизанского муниципального района, действующее на основании договора «О бухгалтерском обслуживании» N 17 от 01.09.2005 г., у которого имеются открытые в Отделении по партизанскому району УФК по Приморскому краю лицевые счета, однако эти обстоятельства не учтены ответчиком. Заявитель считает, что действия ответчика, выразившиеся в возврате постановления N99 и решения N102 с сопроводительным письмом N122 от 13.10.2008 г., не соответствуют ст.242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушают права Управления на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании». Представитель ответчика требования не признала, пояснив, что действия отделения по возврату постановления и решения правомерны и соответствуют действующему законодательству.

Представитель Управления образования пояснила, что задолженность школы образовалась в результате недостаточного финансирования, подтвердила, что страхователь не имеет отдельного лицевого счета в отделении Федерального казначейства, перечисление денежных средств в уплату страховых взносов осуществляется с лицевого счета Управления образования.

При этом представитель Управления образования Администрации муниципального образования Партизанский район Приморского края указала на отсутствие недоимки по страховым взносам и пени у муниципального образовательного учреждения « Основная общеобразовательная школа с. Перетино», подтвердив данный факт актами сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам NN 1115,1116, от 06.11.2008 г.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд требования заявителя о признании незаконными действий отделения по Партизанскому району УФК по Приморскому краю, выразившиеся в отказе в принятии к исполнению и возвращении постановления N 99 и решение N 102 от 05.10.2008г отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного Федерального закона.

Согласно статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается по исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Постановление N 99 и решение N 102 от 05.10.2008г Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Партизанскому району Приморского края о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации не являются судебными актами.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву сроков предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должен быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены бюджетные полномочия органов Федерального казначейства в бюджетном процессе.

Функции органов Федерального казначейства определены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. N 703 «О федеральном казначействе», приказом Минфина России от 04.03.2005г. N 33 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации».

Поскольку нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации являются императивными, органы Федерального казначейства Российской Федерации не могут выходить за пределы предоставленных им полномочий, исполнение органами Федерального казначейства иных исполнительных документов, не предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации будут являться незаконными и выходящими за пределы предоставленных полномочий. В соответствии со ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации принят Порядок ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н, который определяет действия органов Федерального казначейства при исполнении только исполнительных листов и судебных приказов. Действующее законодательство предусматривает право органов Федерального казначейства принимать к исполнению только исполнительные документы, прямо предусмотренные в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а именно исполнительные листы и судебные приказы.

Возвращая без исполнения постановление N 99 и решение N 102 от 05.10.2008г Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Партизанскому району Приморского края о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя- организации, Отделение по Партизанскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, правовые основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. Руководствуясь ст. 167, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

в удовлетворении заявления Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Партизанскому району Приморского края отказать. Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
 Хвалько О.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка