АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2008 года Дело N А51-18952/2005

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной, рассмотрев в судебном заседании 14.11.2008 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «САКО ЛТД» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока

третье лицо - ФГУ «Приморское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства» о признании недействительными Требований ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока N 136899 от 05.05.2005, N 137639 от 26.05.2005, N 142851 от 27.06.2005, N 149205 от 18.08.2005, N 151113 от 24.08.2005, N 155628 от 30.09.2005, N 156180 от 26.10.2005, N 162407 от 19.12.2005 об уплате налога и пени и Решения N 158 от 18.01.2006 о взыскании налога и пени за счёт имущества, и признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений N 20783 от 18.08.2005, N 20787/10 от 12.09.2005, N 20792 от 18.08.2005, N 25574 от 07.11.2005, N 25575 от 07.11.2005, N 25572 от 07.11.2005, и Постановления N 158 от 18.01.2006 о взыскании налога и пени за счёт имущества, при участии в заседании:

от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом,

от ИФНС - Гаращенко О.С. (по доверенности N 10-12/4408 от 20.02.2007),

третье лицо - не явились, не извещены надлежащим образом, протокол судебного заседания вёл судья А.А.Фокина, установил:

В Арбитражный суд Приморского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью «САКО ЛТД» (далее по тексту - «Общество» или «заявитель») с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - «инспекция» или «ИФНС») о признании недействительными Требований N 136899 от 05.05.2005, N 137639 от 26.05.2005, N 142851 от 27.06.2005, N 149205 от 18.08.2005, N 151113 от 24.08.2005, N 155628 от 30.09.2005, N 156180 от 26.10.2005, N 162407 от 19.12.2005 об уплате налога и пени и Решения N 158 от 18.01.2006 о взыскании налога и пени за счёт имущества, и признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений N 20783 от 18.08.2005, N 20787/10 от 12.09.2005, N 20792 от 18.08.2005, N 25574 от 07.11.2005, N 25575 от 07.11.2005, N 25572 от 07.11.2005 и Постановления N 158 от 18.01.2006 о взыскании налога и пени за счёт имущества.

Определением от 11.08.2006 производство по данному делу приостанавливалось до принятия и вступления в законную силу судебного акта по делу N А51-10825/2006-8-259, и возобновлено определением от 20.06.2008.

Заявитель и третье лицо в судебное заседание 14.11.2008 своих представителей не направили, хотя о месте и времени судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом; доказательства извещения имеются в материалах дела.

Заявитель, настаивая по тексту заявления на удовлетворении требований, полагает, что у него не возникла обязанность дополнительного начисления и уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в связи с выдачей Разрешений на промысел, поскольку квоты на вылов биоресурсов были включены в них в связи со снятием соответствующих квот по ранее выданным Разрешениям, в соответствии с которыми сумма сбора была начислена надлежащим образом и уплачена в полном объёме. Таким образом, Общество не получало новые квоты, а в установленном порядке произвело перераспределение ранее выделенных квот. Следовательно, у Общества не могла возникнуть новая обязанность по уплате сбора и образоваться недоимка, в связи с чем действия инспекции по взысканию недоимки по сбору неправомерными и безосновательны.

Налоговый орган требования заявителя отклонил в полном объёме, полагая, что из положений п. 2 ст. 8 НК РФ следует, что сбор уплачивается за совершение в отношении плательщика юридических действий, в том числе предоставление прав или выдачу лицензии, в связи с чем выдача новых Разрешений на промысел является основанием для начисления сбора в соответствии с ними в полном объёме.

При этом налоговый орган указал, что по спорным декларациям (сведениям) о начислении текущих сборов, об уплате которых выданы оспариваемые Требования, инспекцией проведена выездная налоговая проверка, результаты которой оспаривались налогоплательщиком в арбитражном суде в деле N А51-10825/2006-8-259. Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.11.2007 по делу деле N А51-10825/2006-8-259 требования Общества были удовлетворены только частично, а на оставшуюся сумму сбора, правомерность которой судом подтверждена, ИФНС выдано отдельное Требование об уплате сбора и Решение о взыскании недоимки, в соответствии с которыми службой судебных приставов-исполнителей возбуждено исполнительное производство N 1/26465/973/26/2008. В связи с этим инспекцией были отозваны спорные инкассовые поручения из банков и Постановление N 158 от 18.01.2006 о взыскании налога и пени за счёт имущества от службы судебных приставов-исполнителей, следовательно, по мнению представителя инспекции, оснований для удовлетворения требований заявителя в этой части не имеется, поскольку исполнительные документы на исполнении не находятся.

Выслушав пояснения представителя налогового органа, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что налоговым органом Обществу выставлены следующие Требования об уплате налога и пени:

- N 136899 от 05.05.2005 - об уплате в срок до 15.05.2005 пеней по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (по тексту - «сбор») в сумме 117.636,74 руб.;

- N 137639 от 26.05.2005 - об уплате в срок до 05.06.2005 сбора в сумме 1.010.400 руб. по сроку 20.05.2005 и пеней по сбору в сумме 47.446,29 руб., а также других налогов и пеней по ним, которые заявителем не оспариваются;

- N 142851 от 27.06.2005 - об уплате в срок до 07.07.2005 сбора в сумме 1.010.400 руб. по сроку 20.06.2005;

- N 149205 от 18.08.2005 - об уплате в срок до 28.08.2005 пеней по сбору в сумме 86.180,74 руб., а также пеней по другому налогу, которые заявителем не оспариваются;

- N 151113 от 24.08.2005 - об уплате в срок до 03.09.2005 сбора в сумме 1.010.400 руб. по сроку 20.08.2005;

- N 155628 от 30.09.2005 - об уплате в срок до 10.10.2005 сбора в сумме 1.010.400 руб. по сроку 20.09.2005;

- N 156180 от 26.10.2005 - об уплате в срок до 05.11.2005 сбора в сумме 1.010.400 руб. по сроку 20.10.2005;

- N 162407 от 19.12.2005 - об уплате в срок до 29.12.2005 сбора в сумме 1.010.400 руб. по сроку 20.11.2005.

В связи с неисполнение Обществом данных Требований об уплате сбора и пеней по нему ИФНС на основании ст. 46 НК РФ вынесла Решения «О взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках» и выставила к расчётному счёту заявителя соответствующие инкассовые поручения, в том числе:

- Решение N 24087 от 28.06.2005 и инкассовое поручение N 20783 от 18.08.2005 (по Требованию N 136899 от 05.05.2005) на сумму пеней по сбору 117.636,74 руб.;

- Решение N 24382 от 11.07.2005 (по Требованию N 137639 от 26.05.2005) на сумму сбора 1.010.400 руб. и пеней по нему в сумме 47.446,29 руб. и инкассовые поручения N 20787 от 18.08.2005 на сумму сбора 1.010.400 руб., N 20788 от 18.08.2005 на сумму пеней по сбору 47.446,29 руб. и N 20787/10 от 12.09.2005 на сумму пени 470.946,14 руб.;

- Решение N 26172 от 10.08.2005 и инкассовое поручение N 20792 от 18.08.2005 (по Требованию N 142851 от 27.06.2005) на сумму сбора 1.010.400 руб.;

- Решение N 28184 от 26.09.2005 и инкассовое поручение N 25573 от 07.11.2005 (по Требованию N 149205 от 18.08.2005) на сумму пеней по сбору 86.180,74 руб.;

- Решение N 29445 от 03.11.2005 и инкассовое поручение N 25572 от 07.11.2005 (по Требованию N 151113 от 24.08.2005) на сумму сбора 1.010.400 руб.;

- Решение N 29647 от 07.11.2005 и инкассовое поручение N 25574 от 07.11.2005 (по Требованию N 156180 от 26.10.2005) на сумму сбора 1.010.400 руб.;

- Решение N 29648 от 07.11.2005 и инкассовое поручение N 25575 от 07.11.2005 (по Требованию N 155628 от 30.09.2005) на сумму сбора 1.010.400 руб.;

- Решение N 31418 от 17.01.2006 (по Требованию N 162407 от 19.12.2005) на сумму сбора 1.010.400 руб.

Впоследствии, в связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика, инспекция вынесла Решение N 158 от 18.01.2006 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счёт имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации)» и направила службе судебных приставов-исполнителей Постановление N 158 от 18.01.2006 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счёт имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации)».

Из текстов Решения N 158 от 18.01.2006 и Постановления N 158 от 18.01.2006 следует, что взыскание на общую сумму 7.273.989,76 руб. производится в пределах сумм, указанных в ряде Требований об уплате налога, в том числе Требований NN N 136899 от 05.05.2005, N 137639 от 26.05.2005, N 142851 от 27.06.2005, N 149205 от 18.08.2005, N 151113 от 24.08.2005, N 155628 от 30.09.2005, N 156180 от 26.10.2005, N 162407 от 19.12.2005.

Не согласившись с названными Требованиями, инкассовыми поручениями, Решением и Постановлением, Общество обратилось в суд с требованиями о признании Требований и Решения недействительными, инкассовых поручений и Постановления - не подлежащими исполнению.

Суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

1. Согласно статье 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Статья 172 АПК РФ определяет, что при удовлетворении требования по спору о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе на основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает наименование, номер, дату выдачи документа, не подлежащего исполнению, и денежную сумму, не подлежащую списанию.

Статья 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» относит оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств к исполнительным документам.

В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Указанные положения применяются также при взыскании пеней (пункт 6 статьи 75 Кодекса).

Из названных правовых норм следует, что Постановление о взыскании налога (сбора) и пени за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Данный вывод изложен в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

Кроме того, пунктами 2, 4 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога и пени за счёт денежных средств в банках производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика; инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемые документы (инкассовые поручения и Постановление N 158 о взыскании налогов и пеней за счёт имущества) не являются актами ненормативного характера, и оценка их правомерности осуществляется судом по заявлению о признании не подлежащими исполнению исполнительных и иных документов, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке.

Исходя из анализа положений статьи 172 АПК РФ, с учетом разъяснения, содержащегося в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2007 N 8421/07, требование относительно спора о признании неподлежащими исполнению исполнительных или иных документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, может быть подано в суд вплоть до окончания исполнения этих исполнительных документов, то есть в отношении только тех документов, которые находятся на исполнении.

При рассмотрении судом требования о признании не подлежащим исполнению постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и не подлежащим исполнению инкассового поручения выясняется: основаны ли они на принятом в установленный Налоговым кодексом РФ срок решении налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика; подписано ли постановление надлежащим должностным лицом; заверено ли оно гербовой печатью инспекции; не истекли ли сроки предъявления постановления к исполнению; не взыскана ли указанная в нем сумма задолженности либо не исполнено ли инкассовое поручение банком (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8421/07).

Судом установлено, что инкассовые поручения N 20783 от 18.08.2005, N 20787 от 18.08.2005, N 20787/10 от 12.09.2005, N 20792 от 18.08.2005, N 25574 от 07.11.2005, N 25575 от 07.11.2005, N 25572 от 07.11.2005 и Постановление N 158 от 18.01.2006 отозваны налоговым органом от службы судебных приставов-исполнителей без исполнения, что подтверждается письмами инспекции N 4274, N 4275, N 4276. N 4278, N 4279, N 4280 от 07.08.2008 и N 4275/1 от 11.08.2008 об отзыве инкассовых поручений, направленными Управляющему ОАО АКБ «Приморье», и Постановлением от 25.03.2008 судебного пристава-исполнителя Сафронова Е.С. об окончании исполнительного производства N 1/718/4/26/2006, возбуждённого на основании оспариваемого Постановления N 158 от 18.01.2006, на основании письма ИФНС о возврате Постановления без исполнения.

По изложенному следует, что судом не могут быть удовлетворены требования Общества о признании неподлежащими исполнению исполнительных и иных документов, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, не предъявленных в настоящее время к исполнению (в том числе и отозванных взыскателем без исполнения).

Учитывая изложенное, суд отказывает заявителю в удовлетворении требований о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений N 20783 от 18.08.2005, N 20787/10 от 12.09.2005, N 20792 от 18.08.2005, N 25574 от 07.11.2005, N 25575 от 07.11.2005, N 25572 от 07.11.2005 и Постановления N 158 от 18.01.2006 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счёт имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации)».

2. В части требования Общества о признании недействительным Решение N 158 от 18.01.2006 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счёт имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации)» судом установлено следующее.

Оспариваемыми вышеперечисленными Требованиями об уплате налогов и пеней (которые датированы в период с 05.05.2005 по 19.12.2005) налогоплательщику налоговым органом предложено уплатить предъявленные в них суммы налогов (сборов, пеней) в следующие сроки: до 15.05.2005, до 05.06.2005, до 07.07.2005, до 28.08.2005, до 03.09.2005, до 10.10.2005, до 05.11.2005, до 29.12.2005.

При этом, помимо оспариваемых Требований, в Решение N 158 от 18.01.2006 включены и другие Требования об уплате налога, датированные ещё раньше (с 15.04.2004 по 27.04.2005).

Судом установлено, что в силу статьи 45 НК РФ (действующей в спорном периоде) в случае неуплаты или неполной уплаты налога (пени) в установленный срок производится взыскание налога (пени) за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 47 и 48 Кодекса.

Как определено п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога (пени) за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Правила данной статьи применяются также и в отношении сборов и пеней за неуплату налогов и сборов (п. 9, п. 10 ст. 46 НК РФ).

Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 Кодекса.

При этом статья 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога (сбора, пени) за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Одновременно следует иметь в виду, что в ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога (пени) налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога (сбора, пени), осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 Кодекса.

Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.

Учитывая изложенное, при оценке срока давности взыскания сбора и пеней за его неуплату по спорному Решению N 158 от 18.01.2006 суд установил, что срок исполнения последних двух по дате выдачи Требований об уплате налога (N 156180 от 26.10.2005 и N 162407 от 19.12.2005) установлен, соответственно, до 05.11.2005 и до 29.12.2005, следовательно, меры принудительного бесспорного взыскания сбора по ним могли быть произведены налоговым органом в срок до 05.02.2006 и до 29.03.2006 соответственно.

Таким образом, в части недоимки, предъявленной в Требованиях N 136899 от 05.05.2005, N 137639 от 26.05.2005, N 142851 от 27.06.2005, N 149205 от 18.08.2005, N 151113 от 24.08.2005, N 155628 от 30.09.2005 и других Требованиях, выданных ранее (и перечисленных в оспариваемом Решении N 158 от 18.01.2006), срок давности взыскания в бесспорном порядке истёк до вынесения Решения N 158. В частности, по Требованию N 155628 от 30.09.2005 (последнее из названных) срок исполнения установлен до 10.10.2005, следовательно, сумма сбора могла быть взыскана в срок до 10.01.2006.

Учитывая, что Требования N 156180 от 26.10.2005 и N 162407 от 19.12.2005 выставлены об уплате сбора в размере 1.010.400 руб. каждое, и срок давности взыскания сбора по ним не истёк, следовательно, по указанному основанию Решение N 158 от 18.01.2006 подлежит признанию недействительным в части взыскания за счёт имущества Общества задолженности в размере 5.253.189,76 руб., в том числе налогов (сборов) - в сумме 4.672.582,81 руб. и пеней - в сумме 580.606,95 руб.