АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 ноября 2008 года Дело N А51-8960/2008

Резолютивная часть решения объявлена 21.11.2008. Полный текст решения изготовлен 28.11.2008.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Зиньковой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Зиньковой Л.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Земельные ресурсы» к администрации Пограничного муниципального района Третье лицо: ОАО «Пограничное» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельных участков, незаконным действий по приему заявлений о взыскании 50 000 рублей судебных расходов

при участии: от заявителя - Перфильев М.В., адвокат (доверенность от 22.09.2008, сроком на 1 год, полная); от администрации - Варюжко В.В., начальник отдела по имущественным отношениям и землепользованию (доверенность от 30.09.2008 N2432, сроком до 31.12.2008, огр.); от ОАО «Пограничное» - Коляда Д.В. (доверенность от 06.11.2007, сроком до 31.12.2008, полная)

установил: ООО «Земельные ресурсы» обратилось с заявлением (с учетом уточнения требований от 17.11.2008 в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным решения администрации Пограничного муниципального района от 08.07.2008 письмом N1738 об отказе ООО «Земельные ресурсы» в передаче в аренду земельных участков для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет, расположенных на территории Пограничного района Приморского края в районе сел Бараново-Оренбургское, Богуславка, Бойкое и указанных в информационном сообщении от 06.06.2008 и о признании незаконными действий администрации Пограничного муниципального района по приему от ОАО «Пограничное» заявления от 19.06.2008 о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения. Заявитель также просит взыскать судебные расходы на услуги представителя в сумме 50 000 рублей.

В обоснование заявленного требования заявитель указал на несоответствие отказа администрации в предоставлении обществу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения статье 34 Земельного кодекса РФ и пункту 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку данные нормативные правовыми актами не предусмотрено, что к заявлению о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения прилагаются копии устава и документы о назначении директора общества и о его полномочиях.

Заявитель отклонил ссылку ответчика на Порядок предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденный решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N171, поскольку, по мнению заявителя, данное решение по данным электронной базы «Консультант плюс» не опубликовано в установленном законом порядке, следовательно, не вступило в законную силу.

Кроме того, заявитель указал на то, что ответчик не имел право принимать заявление ОАО «Пограничное» о предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку обществом не приложена схема земельного участка с привязкой на местности, которая предусмотрена Порядком предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района.

Ответчик заявленные требования не признал, указал на то, что отказ в предоставлении обществу земельных участков является законным и обоснованным, поскольку заявитель в нарушение Порядка предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N171, не приложил к заявлению о предоставлении в аренду земельных участков копию приказа о назначении руководителя юридического лица, копии учредительных документов, в связи с чем, ему было отказано.

Третье лицо поддержало позицию ответчика, указало на то, что обществом уже подавались заявления о предоставлении спорных земельных участков в аренду и к ним прикладывались все необходимые документы, поэтому, подав заявление 19.06.2008, общество не стало прикладывать все необходимые документы, поскольку ранее они уже подавались в администрацию Пограничного муниципального района. Из материалов дела судом установлено, что ООО «Земельные ресурсы» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока 22.06.2007 за ОГРН 1072540005768.

26.06.2008 на основании информационного сообщения в Приморской газете N40 (206) от 6 июня 2008 года о наличии земельных участков на территории Пограничного района для передачи в аренду, ООО «Земельные ресурсы» обратилось с заявлениями (исх.N15/06, N16/06, N17/06) о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет следующих земельных участков: примерно в 2,9 км по направлению на юг от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Богуславка ул. Оренбургская д.2, кв. 1. Площадь участка - 102,5 га; примерно в 4,4 км но направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Богуславка, ул. Набережная 1. Площадь участка - 250,9 га; примерно в 4,6 км по направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Богуславка, ул. Набережная 1. Площадь участка - 199,8 га; примерно в 4,0 км но направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Богуславка, ул. Набережная 1. Площадь участка - 62,0 га; примерно в 3,8 км но направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Богуславка, ул. Набережная 1. Площадь участка - 52,4 га; примерно в 3,6 км по направлению на север от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Богуславка, ул. Набережная 1. Площадь участка - 95,3 га; примерно в 6,4 км но направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Богуславка, ул. Набережная 1. Площадь участка - 114 1 га; примерно в 6,2 км по направлению на северо-запад от ориентира - нежилое здание (Амбулатория), расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Барано-Оренбургское, ул. Победы 22а. Площадь участка - 256,1 га; примерно в 5,3 км по направлению на северо-запад от ориентира - нежилое здание (Амбулатория), расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, 1 Пограничный район, с. Барано-Оренбургское, ул. Победы22а. Площадь участка - 130,7 га; примерно в 6,0 км по направлению на север от ориентира - нежилое здание (Амбулатория), расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Барано-Оренбургское, ул. Победы 22а. Площадь участка - 116,7 га; примерно в 2,1 км по направлению на запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Бойкое, ул. Ленина д.47, кв. 2. Площадь участка - 151,0 га; примерно в 4,3 км по направлению на запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Бойкое, ул. Ленина д.47, кв. 2. Площадь участка - 80,4 га; примерно в 1,7 км по направлению на северо-запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Бойкое, ул. Ленина д.47, кв. 2. Площадь участка - 46,1га; примерно в 5,4 км по направлению на север от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край. Пограничный Район, с. Бойкое, ул. Ленина д.47, кв. 2. Площадь участка - 81,9 га; примерно в 3,0 км по направлению на запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Бойкое, ул. Ленина д.1, кв. 1. Площадь участка - 77,5 га; примерно в 3,5 км по направлению на запад от ориентира часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Бойкое, ул. Ленина д.47, кв. 2. Площадь участка - 96,1 га; примерно в 2,5 км по направлению на запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, с. Бойкое, ул| Ленина д.1, кв. 1. Площадь участка - 40,9га.

Письмом от 08.07.2008 N1738 администрация Пограничного муниципального района Приморского края сообщила ООО «Земельные ресурсы» об отказе в предоставлении земельных участков, указанных в заявлениях от 26.06.2008, так как к заявлениям не приложены копия устава общества и документы о назначении директора предприятия и его полномочий.

Не согласившись с отказом администрации Пограничного муниципального района Приморского края, посчитав его незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Земельные ресурсы» обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Суд, рассмотрев материалы, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Как установлено судом из материалов дела, 06.06.2008 администрация Пограничного муниципального района опубликовала в газете «Приморская газета» N40 (206) сообщение о наличии на территории Пограничного района свободных земельных участков, из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для передачи в аренду с целью осуществления сельскохозяйственного производства. В сообщении администрация указала на то, что заявления о предоставлении в аренду земельных участков, указанных в сообщении принимаются в течение одного месяца со дня опубликования сообщения в администрации Пограничного муниципального района.

04 июля 2008 года районная межведомственная комиссия по землепользованию и застройке рассмотрела заявления ООО «Земельные ресурсы» поступившие 30.06.2006 в администрацию Пограничного района о предоставлении в аренду указанных в сообщении от 06.06.2008 земельных участков и рекомендовала главе Пограничного муниципального района отказать ООО «Земельные ресурсы», в связи с отсутствием правоустанавливающих документов (устав, документы, подтверждающие полномочия директора), о чем составлены протоколы от 04.07.2008 N 351, N352, N353.

Как следует из материалов дела, вместе с данными заявлениями ООО «Земельные ресурсы» были представлены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.05.2008.

Заявитель пояснил, что при подаче заявлений в администрацию Пограничного муниципального района общество руководствовалось статьей 34 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает, что лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Данные сведения были отражены в заявлениях ООО «Земельные ресурсы», а документы общество приложило исходя из обычая делового оборота, в качестве подтверждения правоспособности общества и полномочий его руководителя направило также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявитель пояснил, что не располагал сведениями о существовании Порядка предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N171, который содержит список документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка.

При этом заявитель указал, что узнал о данном нормативном правовом акте в ходе рассмотрения данного дела, при этом, указал на то, что согласно сведениями правовой системы «Консультант-плюс» данный нормативный правовой акт не был опубликован в установленном законом порядке.

Судом проверен довод заявителя об отсутствии сведений о публикации Порядка предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N171 в правовой системе «Консультант-плюс» и установлено, что согласно данным правовой системы «Консультант-плюс» данный нормативный правовой акт не был опубликован.

Вместе с тем, Порядок предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N171, был опубликован в газете «Вестник Приграничья» 16.03.2006 N30 (9521).

Однако, учитывая, что в сообщении от 06.06.2008 администрацией не был указан состав документации, прилагаемый к заявлениям о предоставлении земельных участков, и не была сделана ссылка на решение Думы N171 от 28.02.2008, то судом принимается довод заявителя о том, что он не знал и не мог знать о действующем порядке предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района и о необходимости предоставить документы, предусмотренные данным Порядком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Из смысла данной нормы следует, что одним из основных условий законности предоставления земельных участков является предоставление достаточно полной и достоверной информации гражданам и юридическим лицам при приобретении ими земельных участков в собственность или в аренду.

В связи с этим, суд считает, что администрация Пограничного муниципального района обязана была опубликовать всю информацию, необходимую для получения в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, указать на состав документации, прилагаемой к заявлению о предоставлении в аренду земельных участков, либо указать на действующий локальный нормативный акт, регулирующий порядок предоставления земельных участков.

Поскольку администрация Пограничного муниципального района не разместила информацию о составе документации в сообщении о наличии земельных участков, то она не вправе была отказывать ООО «Земельные ресурсы» в предоставлении земельных участков по причине не представления устава общества и документов, подтверждающих полномочия директора общества.

Кроме того, из материалов дела судом установлено, что на момент подачи заявления 30.06.2008 ООО «Земельные ресурсы», в администрацию Пограничного муниципального района 19.06.2008 с заявлением о предоставлении земельных участков, указанных в сообщении от 06.06.2008, обратилось ОАО «Пограничное», т.е. было подано не одно, а два заявления, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона ««Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предполагает предоставление земельных участков в аренду на аукционе.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления ОАО «Пограничное» от 19.06.2008 было принято решение о предоставлении ОАО «Пограничное» испрашиваемых земельных участков, при этом данное заявление не было рассмотрено на заседании районной межведомственной комиссии по землепользованию и застройке.

Ответчик пояснил, что ОАО «Пограничное» ранее уже подавало заявления на часть земельных участков, которые были рассмотрены на заседании межведомственной комиссии, поэтому после публикации сообщения общество представило заявление на часть земельных участков, указанных в сообщении, поэтому проведения заседания межведомственной комиссии не требовалось.

Данный довод ответчика суд считает неправомерным, поскольку заявление ОАО «Пограничное» от 19.06.2008 было подано обществом в связи с публикацией сообщения о предоставлении земельных участков, следовательно, данное заявление должно быть рассмотрено администрацией в соответствии с Порядком предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N 171, предусматривающим рассмотрение всех заявлений юридических или физических лиц районной межведомственной комиссией по землепользованию и застройке.

Кроме того, судом установлено, что к заявлению ОАО «Пограничное» от 19.06.2008 общество не приложило схемы испрашиваемых земельных участков, предоставление которой предусмотрено в составе документов к заявлению согласно Порядку предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N 171.

Таким образом, администрация, отказав ООО «Земельные ресурсы» по причине непредставления всех документов, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N 171, приняла положительное решение по заявлению ОАО «Пограничное» с нарушением Порядка предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 N 171.

Одним из основных условий законности предоставления земельных участков, вытекающего из принципа эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, установленного статьей 34 Земельного кодекса РФ, является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков.

В связи с этим, приняв положительное решения по заявлению ОАО «Пограничное» и отказав ООО «Земельные ресурсы», администрация Пограничного муниципального района в нарушение статьи 34 Земельного кодекса РФ, части 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обеспечила равные возможности на приобретение земельных участков, тем самым, нарушив права и законные интересы ООО «Земельные ресурсы» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку судом установлено несоответствие отказа администрации Пограничного муниципального района ООО «Земельные ресурсы» в передаче в аренду земельных участков для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет, расположенных на территории Пограничного района Приморского края в районе сел Бараново-Оренбургское, Богуславка, Бойкое и указанных в информационном сообщении от 06.06.2008 года, оформленного письмом от 08.07.2008 N1738 и нарушение данным отказом прав общества в сфере предпринимательской деятельности, то суд признает незаконным решение администрации Пограничного муниципального района от 08.07.2008 письмом N1738 об отказе ООО «Земельные ресурсы» в передаче в аренду земельных участков для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет, расположенных на территории Пограничного района Приморского края в районе сел Бараново-Оренбургское, Богуславка, Бойкое и указанных в информационном сообщении от 06.06.2008 года как не соответствующее Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вместе с тем, суд отказывает ООО «Земельные ресурсы» в удовлетворении требования о признании незаконными действий администрации по приему заявления ОАО «Пограничное» от 19.06.2008, поскольку данные действия не противоречат статье 34 Земельного кодекса РФ и Федеральному закону РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которыми любое лицо вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и орган местного самоуправления обязан принять и рассмотреть указанное заявление.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств нарушения данными действиями законных прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Поскольку судом установлено нарушение администрацией Пограничного муниципального района принципа публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, выразившегося в не предоставлении достаточно полной информации гражданам и юридическим лицам, необходимой для приобретении ими земельных участков в аренду и не обеспечении равных возможностей граждан и юридических лиц в получении земельных участков в аренду, то суд, в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязывает администрацию Пограничного муниципального района устранить допущенные нарушения путем размещения сообщения в течение месяца с даты принятия решения о наличии на территории Пограничного района земельных участков, предлагаемых для передачи в аренду с целью осуществления сельскохозяйственного производства с указанием полной информации, в том числе о составе документов, необходимых для предоставления земельных участков, указанных в сообщении от 06.06.2008.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с виновной стороны.

Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), статьей 106 АПК РФ отнесены к судебным издержкам.

При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии, что сторона понесла затраты, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Критерии определения разумности понесенных лицом по делу расходов содержатся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

В частности, в пункте 20 Информационного письма сказано, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 АПК РФ, пункты 20 и 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").