АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 декабря 2008 года Дело N А51-11417/2008

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.11.2008, изготовление мотивированного решения в полном объёме откладывалось в порядке статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Фирсовой рассмотрев в судебном заседании дело

по заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Партизанскому району Приморского края к Отделению по Партизанскому району УФК по Приморскому краю заинтересованное лицо: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новолитовск» Партизанского района в лице Управления образования администрации Партизанского муниципального района о признании незаконными действий Отделения по Партизанскому району УФК по Приморскому краю и об обязании его принять постановление N95 от 05.10.2008 к исполнению

при участии в заседании:

от Пенсионного фонда: руководитель группы персонифицированного учета Шевчук Г.Н. по доверенности N31 от 24.11.2008, специалист второго разряда Хайфтдинов С.Р. по доверенности N1123 от 17.11.2008;

от Казначейства: главный специалист-эксперт юридического отдела УФК по Приморскому краю Е.В.Сосковец по доверенности N160 от 06.11.2008; от заинтересованного лица: не явились (извещены)

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Партизанскому району Приморского края (далее по тексту - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Партизанскому району УФК по Приморскому краю (далее - Отделение казначейства), выразившихся в письме N122 от 13.10.2008 о возврате постановления N95 и решения N98 от 05.10.2008 без исполнения, а также об обязании Отделения по Партизанскому району УФК по Приморскому краю принять постановление N95 от 05.10.2008 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации.

Пенсионный фонд, настаивая на заявленных требованиях, указал на то, что Отделение по Партизанскому району УФК по Приморскому краю не учло нормы Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», устанавливающие внесудебный порядок взыскания обязательных платежей, которые являются специальными по отношению к положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, который в свою очередь, предусматривает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится только по решению суда.

Кроме того, заявитель пояснил, что Отделением казначейства не были учтены те обстоятельства, что финансовую деятельность должника осуществляет Управление образования администрации Партизанского муниципального района, действующее на основании договора «О бухгалтерском обслуживании» N13 от 01.10.2005, у которого имеются открытые в Отделении по Партизанскому району УФК по Приморскому краю лицевые счета.

В связи с чем Пенсионный фонд считает, что действия Отделения казначейства, выразившиеся в возврате постановления N95 и решения N98 от 05.10.2008 с сопроводительным письмом N122 от 13.10.2008, не соответствуют положениям статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ и нарушают права заявителя на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N167-ФЗ).

Отделение казначейства предъявленные требования не признало, в обоснование своих возражений сослалось на статью 25.1 Федерального закона N167-ФЗ, в соответствии с которой решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается по исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Постановление N95 и решение N98 от 05.10.2008, вынесенные Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ по Партизанскому району Приморского края о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - организации судебными актами не являются.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву сроков предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Статьей 166.1 Бюджетного кодекса РФ установлены бюджетные полномочия органов Федерального казначейства в бюджетном процессе. Функции органов Федерального казначейства определены постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N703 «О федеральном казначействе», приказом Минфина России от 04.03.2005 N33 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации», в соответствии с которыми органы Федерального казначейства РФ не могут выходить за пределы предоставленных им полномочий, исполнение органами Федерального казначейства иных исполнительных документов, не предусмотренных Бюджетным кодексом РФ будут являться незаконными и выходящими за пределы предоставленных полномочий.

Кроме того, Отделение казначейства пояснило, что в соответствии со статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ был принят Порядок ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н, который определяет действия органов Федерального казначейства при исполнении только исполнительных листов и судебных приказов. Действующее законодательство предусматривает право органов Федерального казначейства принимать к исполнению только исполнительные документы, прямо предусмотренные в Бюджетном кодексе РФ, а именно исполнительные листы и судебные приказы.

На основании изложенного Отделение казначейства полагает, что, возвращая без исполнения постановление N 95 и решение N 98 от 05.10.2008 Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Партизанскому району Приморского края о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя- организации, Отделение по Партизанскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю действовало правомерно.

При рассмотрении материалов дела судом установлено следующее.

ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Партизанскому району Приморского края, установив наличие задолженности Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Новолитовск» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направило страхователю требование об ее уплате.

В установленный срок Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новолитовск» задолженность в бюджет Пенсионного фонда уплатило частично. На настоящий момент задолженность перед Пенсионным фондом составила 2 613,75руб.

Учитывая то обстоятельство, что аналогичные постановления о взыскании задолженности с других школ Партизанского района Приморского края были возвращены Пенсионному фонду Отделом по Партизанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю без исполнения по причине отсутствия имущества и денежных средств на банковских счетах должника, заявителем 07 октября 2008 года были направлены в Отделение по Партизанскому району УФК по Приморскому краю постановление N95 и решение N98 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней от 05.10.2008 для исполнения в порядке, предусмотренном статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ.

Отделение по Партизанскому району УФК РФ по Приморскому краю письмом от 13.10.2008 N122 возвратило указанные документы со ссылкой на то, что взыскание задолженности по уплате страховых взносов страхователями - бюджетными организациями должно производиться территориальными органами Пенсионного фонда в судебном порядке и то, что организация-страхователь не имеет в отделении казначейства лицевых счетов.

Не согласившись с указанными действиями Отделения казначейства, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Оценив доводы и возражения сторон, исследованные материалы дела суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежит в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального Закона N167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 14 статьи 25.1 Федерального закона N167-ФЗ, предусмотрено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В свою очередь, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Статьей 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены виды исполнительных документов, так согласно пункту 8 которой акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом, являются таковыми.

Таким образом, постановление N95 от 05.10.2008, вынесенное ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Партизанскому району Приморскому краю, является исполнительным документом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» к требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, в том числе относятся и такие сведения о должнике, как наименование и юридический адрес организаций.

Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.05.2007 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (с учетом того, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Как видно из материалов дела, размер задолженности бюджетного учреждения, взыскиваемой Пенсионным фондом во внесудебном порядке, составляет 2 613,75руб., что не превышает 50 000руб.

Из пояснений представителя должника следует, что у МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Новолитовск» отсутствуют денежные средства, а также имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно, что подтверждается договором о бухгалтерском обслуживании N13 от 01.10.2005, заключенным между Управлением образования администрации Партизанского муниципального района и МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Новолитовск».

Вместе с тем у Управления образования администрации Партизанского муниципального района в Отделении по Партизанскому району УФК по ПК открыт лицевой счет получателя средств бюджета.

Следовательно, возвращенное Отделом судебных приставов по Партизанскому району УФССП по Приморскому краю постановления от 05.10.2008 N95 правомерно направлено Пенсионным фондом для исполнения в Отделение по Партизанскому району УФК по Приморскому краю, поскольку через открытый в нем счет осуществляется финансирование учреждения из соответствующего бюджета.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд отклоняет довод Отделения казначейства о правомерности его действий, поскольку порядок внесудебного взыскания обязательных платежей и санкций отличается от судебного порядка, нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Не принимается также судом ссылка Отделения казначейства на статью 239 Бюджетного кодекса РФ, поскольку данная правовая норма регламентирует исполнение только судебных решений, в рассматриваемом же случае применяется внесудебный порядок исполнения исполнительных документов, установленный статьями 25 и 25.1 Федерального закона N167-ФЗ.

Однако в постановлении от 05.10.2008 N93 в качестве должника указано Управление народного образования за Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новолитовск», тогда как согласно Постановлению Главы Партизанского муниципального района от 22.11.2007 N461 Муниципальное учреждение именуется Управление образования администрации Партизанского муниципального района. То есть, должник в чью пользу должны быть проведены исполнительные действия, не существует.

В связи с чем, у Отделения по Партизанскому району УФК по Приморскому краю отсутствовала возможность исполнить указанный исполнительный документ.

В силу пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Соответственно заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Партизанскому району Приморского края о признании незаконными действий Отделения по Партизанскому району УФК по Приморскому краю, выразившихся в письме от 13.10.2008 N122 по возврату Постановления N95 и Решения N98 от 05.10.2008, вынесенных Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Партизанскому району Приморского края, без исполнения и об обязании Отделения по Партизанскому району УФК по Приморскому краю принять указанное постановление к исполнению в порядке статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края.

     Судья
Н.Н.Куприянова

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка