• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 декабря 2008 года Дело N А51-10909/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М. Попова,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Первореченскому району г. Владивостока к Управлению финансов и экономики администрации г. Владивостока о признании незаконными действий при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Ковальчук при участии в заседании:

от заявителя - не явились, извещены

от управления - заместитель начальника управления Тетянникова Л.Р. по доверенности N10/70 от 15.01.2008 до 31.12.2008 со специальными полномочиями установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Первореченскому району г. Владивостока (далее по тексту - заявитель, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления финансов и экономики администрации г. Владивостока (далее по тексту - управление), выразившихся в отказе в принятии исполнительного документа - постановления от 10.08.2007 N 798 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и в его возвращении фонду. Одновременно заявитель просил обязать управление устранить допущенные нарушения путём обязания последнего принять к исполнению постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 10.08.2007 N 798. Заявитель письмом от 26.11.2008 N 10/11545 заявил ходатайство о рассмотрении заявления в своё отсутствие, в связи с чем суд на основании статей 123, 158 АПК РФ рассматривает дело без участия представителя заявителя по имеющимся в материалах дела документам.

Настаивая на удовлетворении требований по тексту заявления, фонд указал, что действия управления противоречат положениям пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее по тексту - Закон N167-ФЗ) и разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N31.

Заявитель указал, что поскольку органы Пенсионного фонда не обладают полномочиями по предъявлению в суд исков о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов по ним в размере менее 50000 руб., то он правомерно в соответствии с установленным законом порядком направил постановление от 10.08.2007 N 798 для исполнения сначала в службу судебных приставов, а после его возвращения - в управление. Управление заявленные требования не признаёт на том основании, что из положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ не следует, что постановление о взыскании недоимки и пени по страховым взносам является исполнительным документом, на основании которого осуществляется взыскание задолженности с муниципального учреждения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Выслушав пояснения управления, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

07 августа 2007 года в отношении Муниципального общеобразовательная школа-интернат «Школа-интернат N 1 основного общего образования г.Владивостока» (далее - школа, МОШИ «Школа-интернат N1» страхователь) фондом было принято решение N 746 о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 1782,39 руб.

Во исполнение указанного решения в службу судебных приставов было направлено постановление от 10.08.2007 N 798 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации в указанном размере.

14 августа 2007 года на основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство N 3/21797/1165/10/2007 о взыскании со страхователя задолженности по пеням в сумме 1782,39 руб.

Постановлением от 17.12.2007 судебный пристав-исполнитель окончил исполнительное производство N 3/21797/1165/10/2007 и возвратил постановление от 10.08.2007 N 798 фонду. Письмом от 08.07.2008 N 10/6355 указанное постановление было направлено для исполнения в управление, которое уведомлением от 18.08.2008 N 10/876 возвратило его и приложенные к нему документы в адрес фонда без исполнения, указав на то, что постановление от 10.08.2007 N 798 не является судебным актом, поэтому его исполнение не регулируется статьёй 242.5 Бюджетного кодекса РФ. Полагая, что действия управления, выразившиеся в отказе в принятии постановления от 10.08.2007 N 798 и в его возвращении фонду, не соответствуют требованиям законодательства, нарушают его права и создают препятствия в их реализации, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьёй 3 Закона N167-ФЗ страховые взносы определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Закона N167-ФЗ, распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный закон возлагает на страхователя (работодателя), который в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 Закона N167-ФЗ обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены статьёй 24 Закона N167-ФЗ.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователю начисляются пени в соответствии со статьёй 26 Закона N167-ФЗ. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объёме.

Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в случае их неуплаты страхователем в добровольном порядке, регламентирован подпунктами 3, 4 статьи 25, статьёй 25.1 Закона N167-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке, установленном статьёй 25.1 данного Закона. Следовательно, органы Пенсионного фонда РФ не вправе обращаться в суд за взысканием таких платежей, поскольку установлен иной порядок их взыскания (пункт 4 статьи 29, пункт 1 статьи 213 АПК РФ).

При этом установленная статьей 25 Закона N167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам менее 50000 руб. подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, страхователь является юридическим лицом, организационно-правовая форма которого - муниципальное учреждение.

Задолженность учреждения перед бюджетом Пенсионного Фонда РФ на момент вынесения постановления от 10.08.2007 N 798 составляла 1782,39 руб., то есть не превышала установленного пунктом 3 статьи 25 Закона N167-ФЗ предела.

При таких обстоятельствах фонд правомерно принял меры к принудительному взысканию задолженности во внесудебном порядке, как и предусмотрено статьями 25, 25.1 Закона N167-ФЗ. Кроме того, суд считает, что у заявителя имелись основания для направления спорного постановления в адрес управления после его возврата без исполнения службой судебных приставов на основании следующего.

В соответствии с пунктами 14, 15 статьи 25.1 Закона N167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Приведённое положение соответствует норме пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N119-ФЗ), действующего в 2007 году, и пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N229-ФЗ), вступившего в действие с 01.02.2008.

Указанными нормами права предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания статьи 25.1 Закона N167-ФЗ следует, что постановление фонда от 14.08.2007 N 798 является исполнительным документом.

В силу пункта 2 статьи 1 Закона N119-ФЗ и пункта 2 статьи 1 Закона N229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации. Положениями статьи 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением предусмотренных Кодексом случаев (пункт 1); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом (пункт 2); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (пункт 3).

В тоже время, из положений пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ и содержания пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N31 следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Из материалов дела усматривается, что в целях повышения эффективности и оперативности управления финансовыми средствами бюджета города, улучшения процесса формирования и исполнения бюджета постановлением главы администрации города Владивостока от 16.04.2008 N178 было утверждено Положение об управлении финансов и экономики администрации города Владивостока (далее - Положение). В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Положения управление является органом администрации города Владивостока, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию исполнения бюджета Владивостокского городского округа, управление средствами бюджета и координацию деятельности в этой сфере структурных подразделений администрации города. Управление входит в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, и в соответствии с данным Положением является главным распорядителем кредитов и органом, осуществляющим подготовку проекта городского бюджета, его исполнения и контроль за целевым использованием выделенных средств из бюджета Владивостокского городского округа. Управление осуществляет кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счёт бюджетных средств от имени и по поручению распорядителей и получателей бюджетных средств.

Как установлено судом, МОШИ «Школа-интернат N 1» в Управлении финансов и экономики г.Владивостока открыт лицевой счёт N 00000000003075130335. Указанный счёт является лицевым счётом бюджетных средств, через который бюджетным учреждением - получателем средств городского бюджета, осуществляется исполнение городского бюджета по расходам.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что у страхователя отсутствуют расчетные счета, открытые в учреждении Центрального банка РФ и кредитных организациях, в отношении которых возможно совершение исполнительских действий, и доказательств обратного управлением не представлено, суд считает, что возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ (постановление N 798 от 10.08.2007) правомерно был направлен фондом для исполнения в управление.

Таким образом, заявитель воспользовался единственным возможным в данной правовой ситуации способом для реализации предоставленных ему законом полномочий по взысканию пени с бюджетного учреждения, направив соответствующее заявление и постановление от 10.08.2007 N 798 в управление для его исполнения в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ. Иное толкование указанных выше нормативных правовых актов привело бы к установлению преференциального режима бюджетного учреждения по отношению к иным страхователям, что недопустимо в силу части 2 статьи 8, части 1 статьи 19 Конституции РФ. С учетом изложенного суд считает, что действия управления по отказу в принятии постановления от 10.08.2007 N 798 и его возврату без исполнения противоречат закону и нарушают права и законные интересы фонда. Доводы управления о том, что из положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ не следует, что постановление о взыскании недоимки и пени по страховым взносам N 798 является исполнительным документом, на основании которого осуществляется взыскание задолженности с муниципального учреждения, судом отклоняются по следующим основаниям.

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь указанным постановлением, отклоняет доводы управления.

Ссылки управления в обоснование указанных доводов на письмо Минфина РФ от 30.08.2007 N42-7.1-15/9.2-330 судом во внимание не принимаются, поскольку разъяснения, изложенные в указанном письме, противоречат положениям статей 25 и 25.1 Закона N167-ФЗ. Учитывая изложенное, суд считает, что требования фонда о признании действий управления незаконными подлежат удовлетворению. Поскольку неисполнение заявления фонда о принятии к исполнению постановления от 10.08.2007 N 798 о взыскании с учреждения пени в сумме 1782,39 руб. подтверждается материалами дела, требование заявителя об обязании управление в порядке части 5 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения также является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Управления финансов и экономики администрации г. Владивостока, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Первореченскому району г. Владивостока от 10.08.2008 N 798 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с МОШИ «Школа-интернат N 1».

Обязать Управление финансов и экономики администрации г. Владивостока принять к исполнению исполнительный документ - постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Первореченскому району г. Владивостока от 10.08.2008 N 798 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с МОШИ «Школа-интернат N 1». Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
Е.М.Попов

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-10909/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 12 декабря 2008

Поиск в тексте