АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2008 года Дело N А51-12325/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Л.А. Куделинской

при ведении протокола секретарём судебного заседания А.Ю. Шкредовой рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2008 N 05-08/687П при участии в заседании:

от заявителя - старший юрисконсульт О.Н. Кондратьева, доверенность от 09.01.2008 N 02/30-35д; заместитель главного бухгалтера О.Г. Петришина, доверенность от 20.11.2008 N 02/30-35д;

от административного органа - начальник отдела валютного контроля Г.Л. Решетникова, доверенность от 08.10.2008, б\н.

установил: открытое акционерное общество «Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота» (далее - «заявитель», «общество», «ОАО «ТУРНИФ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - «административный орган», «ТУ Росфиннадзор в Приморском крае») от 28.10.2008 N 05-08/687П о назначении административного наказания.

Административный орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что требования заявителя он не признает, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.

Заслушав пояснения представителей заявителя, административного органа, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

С 18.08.2008 по 17.09.2008 ТУ Росфиннадзор в Приморском крае проведена проверка соблюдения ОАО «ТУРНИФ» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.01.2007 по 01.07.2008.

В ходе проверки административный орган установил, что 01.05.2007 ОАО «ТУРНИФ» (Принципал) и компания «Pacific International Shipping Co., Ltd», Республика Корея (Агент), заключили агентское соглашение N TMS-01-07 (далее по тексту «Соглашение»), в соответствии с которым агент обязуется совершать по поручению принципала юридические и иные действия.

В соответствии с условиями указанного Соглашения принципал обязан оплачивать агенту оказанные услуги согласно выставленным счетам и возмещать расходы, понесенные агентом в связи с исполнением своих обязательств. В последний месяц года агент обязан предоставить принципалу отчет (счет), в котором должны быть указаны стоимость и перечень выполненных работ, представленных услуг и понесенных расходов. Принятые принципалом отчеты (счета) являются основанием для выплаты агенту агентского вознаграждения и возмещения понесенных расходов. Расчеты с агентом производятся в долларах США. Агентское вознаграждение выплачивается в течение трех дней со дня принятия отчета принципалом. По соглашению сторон возможно проведение авансовых платежей.

12.10.2007 общество по указанному Соглашению оформило в филиале «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (открытое акционерное общество) в г. Владивосток (далее - «Банк») паспорт сделки N 07100001/1810/0013/4/0 (далее по тексту «ПС»).

07.03.2008 года, согласно ведомости банковского контроля, ОАО «ТУРНИФ» был произведен платеж на сумму 8 247, 67 долларов США в счет оплаты услуг агента.

В целях учёта валютных операций и осуществления контроля за их проведением, 20.03.2008 года общество представило в банк ПС акт выполненных работ (оказанных услуг) от 29.02.2008, в качестве документа, подтверждающего оказание агентом услуг по агентскому соглашению, и справку о подтверждающих документах, оформленную на указанный акт, на сумму 8 247, 67 долларов США.

Таким образом, ОАО «ТУРНИФ» представило в банк ПС справку о подтверждающих документах с нарушением срока ее представления, установленного пунктами 2.2, 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее по тексту «Положение от 01.06.2004 N 258-П») и Приложения N 1 к нему.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

17.09.2008 административный орган составил акт проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

Факт правонарушения административный орган зафиксировал в протоколе от 17.09.2008 N 05-08/687 об административном правонарушении.

28.10.2008 административный орган принял в отношении ОАО «ТУРНИФ» постановление N 05-08/687П о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту «КоАП РФ») за несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

В связи с этим, заявитель не согласился с постановлением административного органа и обратился в суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2008 N 05-08/687П.

Заявитель считает, что отсутствует событие административного правонарушения, так как моментом окончательного оформления подтверждающего документа следует признать 19.03.2008 - дату получения им от агента посредством факсимильной связи акта выполненных работ (оказанных услуг).

Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту «Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ») резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в том числе представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Пункт 4 статьи 5 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ предусматривает, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами по внешнеторговым сделкам, установлен Положением от 01.06.2004 N 258-П.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения от 01.06.2004 N 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Согласно пункту 2.2 Положения от 01.06.2004 N 258-П, подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.

Пункт 2.4 Положения от 01.06.2004 N 258-П предусматривает, что резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» (далее по тексту «Указания от 10.12.2007 N 1950-У»).

Так в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указания от 10.12.2007 N 1950-У формой учета по валютным операциям является справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.

Таким образом, законодательство связывает возникновение обязанности по предоставлению справки о подтверждающих документах и соответствующих документов с моментом оформления подтверждающего документа.

Из материалов дела следует, что акт выполненных работ был оформлен 29.02.2008 на сумму 8 247,67 долларов США, а справка о подтверждающих документах представлена заявителем в банк ПС - 20.03.2008, т.е. с нарушением установленного срока.

Согласно статье 25 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Суд отклоняет, как необоснованный довод заявителя о том, что окончательной датой оформления подтверждающего документа является дата 19.03.2008, в силу следующего.

Условиями агентского соглашения от 01.05.2007 N TMS-01-07 передача актов выполненных работ по факсимильной связи не предусмотрена.

На акте от 29.02.2007, копия которого представлена заявителем в банк ПС и на основании которого административный орган составлял акт проверки от 17.09.2008, реквизиты факса отсутствуют.

На представленной заявителем административному органу, при вынесении оспариваемого постановления, копии акта выполненных работ (оказанных услуг) от 29.02.2007, якобы переданного посредством факсимильной связи 19.03.2008, нет отметки о регистрации факса (дата поступления и входящий номер), отсутствует и дата подписания акта директором общества.

Согласно пункту 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах Приложения N 1 к Положению от 01.06.2004 N 258-П в графе 1 в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Указав 20.03.2008 в графе 1 справки о подтверждающих документах дату - 29.02.2008, ОАО «ТУРНИФ» подтвердило, что указанная дата является датой оформления акта выполненных работ (оказанных услуг). Таким образом, общество самостоятельно определило, что датой оформления указанного акта является 29.02.2008. Соответственно срок для представления данного акта и справки о подтверждающих документах, оформленной на данный акт, приходится на 15.03.2008.

Согласно ведомости банковского контроля по ПС, 07.03.2008 года заявителем произведен платеж на сумму 8 247,67 долларов США, что свидетельствует о том, что ОАО «ТУРНИФ» в момент платежа располагало документами, подтверждающими перечень оказанных услуг и размер агентского вознаграждения.

Осуществляя внешнеторговую деятельность ОАО «ТУРНИФ» могло и должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования, но и обеспечить их выполнение.

Однако обществом не были приняты все зависящие от него меры, то есть, не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения требований актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, что свидетельствует о наличии вины, выраженной в форме неосторожности. Общество ранее к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ за аналогичное правонарушение не привлекалось, что согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим ответственность общества. Также отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность общества, предусмотренные статьёй 4.3 КоАП РФ. Следовательно, минимальный штраф в размере 40 000 рублей, предусмотренный санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначен обществу обоснованно.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд отказывает обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку основания для признания постановления от 21.08.2008 N 05-08/687П незаконным и его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2008 N 05-08/687П о назначении административного наказания, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае в отношении открытого акционерного общества «Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота» отказать. Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий 10 дней со дня его принятия.

     Судья
Л.А.Куделинская

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка