АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2008 года Дело N А51-12020/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.М. Слепченко при ведении протокола судебного заседания судьёй О.М. Слепченко

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Лёш Нины Михайловны

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока

при участии третьего лица: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока о признании незаконным отказа налогового органа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 3150 рублей при участии в заседании:

от заявителя - предприниматель Н.М. Лёш, паспорт 0503 N 071159 выдан Ленинским РУВД г. Владивостока 12.09.2002 года

от налогового органа - главный специалист-эксперт юридического отдела В.А. Губанова, доверенность от 04.06.2008 года N 10-12/227,

от третьего лица - главный специалист-эксперт О.Н. Гусаренко, доверенность от 09.07.2008 года N 05/6194, установил:

Индивидуальный предприниматель Лёш Нина Михайловна (далее «заявитель», «предприниматель») обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее «налоговый орган», «инспекция») в возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3150 рублей, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии 2100 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии 1050 рублей.

В судебном заседании предпринимателем устно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд. Данное заявление судом рассмотрено и на основании части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) удовлетворено ввиду наличия уважительных причин.

В обоснование заявленного требования предприниматель указала, что отказ налогового органа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, поскольку имеются все правовые обоснования, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), для возврата ошибочно уплаченных страховых взносов.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, согласно которому с доводами предпринимателя не согласен в полном объеме, поскольку положения статей 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, инспекция полагает, что предпринимателем пропущен трехгодичный срок подачи заявления на возврат излишне уплаченных взносов, в связи с чем правовые основания для возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов у налогового органа отсутствовали.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока поддержало в споре позицию предпринимателя, посчитав, что имеет место нарушение прав заявителя, при этом факт наличия переплаты подтвержден документально.

Выслушав доводы заявителя, возражения налогового органа, пояснения Пенсионного фонда изучив материалы дела, суд установил следующее.

В 2003 и 2004 годах предпринимателем были произведены перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на коды бюджетной классификации 1010610 в сумме 2100 рублей и 1010620 в сумме 1050 рублей. Данные страховые взносы следовало уплатить на КБК 1010611 (страховая часть трудовой пенсии) и на КБК 1010621 (накопительная часть трудовой пенсии) соответственно.

После обнаружения допущенной ошибки заявитель 29.03.2006 года обратилась в налоговый орган с заявлением о зачете ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3150 рублей, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии 2100 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии 1050 рублей. По данному заявлению инспекцией было вынесено решение от 20.04.2006 года N 4090 об отказе в зачете переплаты.

04.04.2008 года предприниматель обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 3150 рублей, по результатам рассмотрения которого инспекцией принято решение от 07.04.2008 года N 8205. Согласно решению от 07.04.2008 года N 8205 налоговый орган отказал в возврате данной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Решения от 20.04.2006 года N 4090 и от 07.04.2008 года N 8205 мотивированы тем, что вопросы, связанные с выплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации и согласно статье 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон N 167-ФЗ) не являются налоговыми платежами.

27.05.2008 года заявитель обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока с заявлением о возврате ошибочно зачисленных страховых взносов на КБК 1010610 в сумме 2100 рублей и 1010620 в сумме 1050 рублей. Письмом от 07.06.2008 года N 10/5172 было отказано в возврате ввиду того, что обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговые органы.

Не согласившись с отказом налогового органа в возврате ошибочно перечисленной суммы страховых взносов, предприниматель обратилась в суд с требованием о признании незаконным отказа налогового органа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 3150 рублей.

Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным федеральным законом.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Поскольку Закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

При этом администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии в соответствии с приложением N 11.1 к указанному Закону является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Следовательно, именно на налоговых органах как на администраторах поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии лежит обязанность по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, а также пеней, установленный статьей 78 НК РФ, в данном случае подлежит применению согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ.

Основанием для возврата суммы излишне уплаченного налога является письменное заявление налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, а также отсутствие недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, зачисляемым в тот же бюджет (внебюджетный фонд). Данный порядок досудебного урегулирования спора заявителем соблюден.

Таким образом, вывод инспекции о том, что правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют, является неправомерным.

Кроме того, порядок зачета (возврата), предусмотренный статьей 78 НК РФ, не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Из материалов дела следует, что у предпринимателя числится переплата по КБК 1010610 в сумме 2100 рублей и 1010620 в сумме 1050 рублей, что подтверждается актом сверки расчетов страхователя с Пенсионным фондом Российской Федерации от 12.03.2008 года, составленном на основании реестра платежей от страхователя за период с 01.01.2002 года по 31.12.2004 года, а также за период с 01.01.2005 года по 12.03.2008 года.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что налоговый орган неправомерно отказал предпринимателю в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3150 рублей, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии 2100 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии 1050 рублей.

Довод налогового органа о том, что заявителем пропущен трехгодичный срок подачи заявления на возврат излишне уплаченных страховых взносов, судом отклоняется.

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из материалов дела следует, что последняя уплата страховых взносов произведена 22.10.2004 года. Следовательно, именно с этого момента начинает исчисляться срок подачи заявления на зачет (возврат) излишне уплаченной суммы страховых взносов. Данный вывод налоговый орган не оспаривает.

При этом первоначально предприниматель обратилась с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 3150 рублей 29.03.2006 года. Получив отказ налогового органа в зачете излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 3150 рублей, предприниматель обратилась повторно в инспекцию 04.04.2008 года с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы.

Таким образом, предприниматель, реализовав право, предоставленное ей статьей 78 НК РФ, путем подачи заявления на зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 3150 рублей, обратилась в налоговый орган в пределах трехгодичного срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ.

Поскольку глава 25.3 НК РФ не освобождает налоговый орган от уплаты госпошлины по делам, где он выступает в качестве ответчика, суд на основании статьи 110 АПК РФ относит на инспекцию расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока в возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3150 рублей, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии 2100 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии 1050 рублей.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока, расположенной по адресу: г. Владивосток, Океанский проспект, 40, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 (сто) рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

     Судья
О.М.Слепченко

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка