• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2008 года Дело N А51-9892/2008

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2008 г. Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2008 г. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А. А. Хижинского, при ведении протокола судебного заседания судьей А.А. Хижинским, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Российские железные дороги»

к ЗАО «Порт Восточные Ворота - Приморский завод» о взыскании 9 445 рублей 91 копейки при участии:

от истца - представитель Козерод И.В. по доверенности N685 от 11.12.2007, служебное удостоверение NIII001514;

от ответчика - представитель Курушина Т. П. по доверенности б/н от 20.12.2008, гр. паспорт 0502 843243 установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу «Порт Восточные ворота - Приморский завод» (далее - ЗАО «Порт Восточные ворота - Приморский завод») о взыскании 9 445 рублей 91 копейки, составляющих плату за пользование вагонами согласно ст. 39 УЖТ РФ. В обоснование заявленных требований истец указал, что взыскиваемая задолженность образовалась за период с 12.09.2007 по 08.11.2007 в результате длительного простоя вагонов, прибывших в адрес ответчика, вследствие невозможности их подачи под выгрузку по причине занятости фронта выгрузки сверх технологического времени. Ответчик исковые требования не признал, указав, что является собственником локомотива, а также владельцем пути необщего пользования и грузополучателем товара, в связи с чем технологическое время, необходимое для выполнения маневровой работы локомотива по подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки, исключается из платы за пользование вагонами за все время их нахождения на подъездном пути. В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме согласно доводам искового заявления.

Ответчик исковые требования не признал согласно представленному в материалы дела отзыва.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, суд установил следующее.

Между истцом (перевозчик) и ЗАО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» (владелец) заключен договор N246 на эксплуатацию подъездного пути станции Рыбники, срок действия которого установлен с 30.01.2004 по 29.01.2009.

Согласно представленным в материалы дела актам общей формы, в адрес ответчика в период с 12.09.2007 по 08.11.2007 прибывали вагоны, которые длительное время находились на путях станции Рыбники вследствие занятости фронта выгрузки вагонов.

Данное обстоятельство также подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов и памятками приемосдатчика, составленными за указанный период.

На основании указанных документов истцом начислена плата за пользование вагонами на подъездном пути и на станционных путях в общей сумме 9 445 рублей 91 копейка согласно счетам N188 от 19.10.2007, N206 от 02.11.2007, N231 от 26.11.2007, направленным в адрес ответчика заказными письмами.

Отказ ответчика оплатить указанную сумму задолженности послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, суд установил, что исковые требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Согласно статье 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования называются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей железнодорожным транспортом на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке (статьи 56, 62 Устава, пункты 2.1, 3.1, 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).

При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца этого пути между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

По условиям заключенного сторонами договора N246 на эксплуатацию подъездного пути сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (пункт 7 договора).

В соответствии со статьей 62 Устава в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должно быть оговорено технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест.

В пункте 11 договора стороны установили, что неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца, составляет 2 часа.

Согласно пункту 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом МПС России от 29.09.2003 N 67, технологическое время состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки таких грузоотправителей, грузополучателей и уборке вагонов с этих мест.

Согласно статье 62 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути необщего пользования и исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцу железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути.

В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с указанных мест. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования плату, перечисленную этим владельцем перевозчику.

Правило статьи 62 Устава об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.

Поскольку вагоны, предназначенные ветвевладельцу как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и возвращение на выставочные пути производится локомотивом ветвевладельца, последний, являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с этих мест.

Время на выполнение таких операций в силу пункта 2 статьи 62 Устава не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами. Их продолжительность оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Таким образом, с владельца железнодорожного пути необщего пользования в случае совпадения в одном лице владельца, грузоотправителя или грузополучателя взимается плата за пользование вагонами за все время нахождения вагонов на подъездном пути, из которого подлежит исключению время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения пункта 24 договора на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути N246 от 19.02.2004, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный пунктом 11 указанного договора период технологического времени, связанный с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, не подлежит оплате не только контрагентами, предусмотренными пунктом 18 договора, но и самим владельцем пути необщего пользования - ответчиком по делу.

При таких обстоятельствах исковые требования ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
А.А.Хижинский

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-9892/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 18 декабря 2008

Поиск в тексте