• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2008 года Дело N А51-11934/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П. при ведении протокола судьей Нестеренко Л.П. рассмотрел 24 декабря 2008 г. в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инбур» к Администрации г. Владивостока, Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока третье лицо, на заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Муниципальное учреждение «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» об оспаривании решения

при участии в заседании: от заявителя - Кочанова Л.А. (доверенность от 25.10.2008 г.), от администрации - главный специалист 1 разряда правового управления Салыкова Л.В. (доверенность от 10.07.2008 N 1-3/3428), от УМИГА - она же (доверенность от 07.07.2008 N 12/6-3107)

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Инбур» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 29.09.2008 о снятии с рассмотрения обращения от 04.04.2008 N 17523(д) и обязании ответчика рассмотреть обращение от 11.12.2007 с изменениями от 04.04.2008 по существу в установленный срок.

В судебное заседание не явилось третье лицо, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Общество поддержало заявленные требования, указав, что его заявление от 11.12.2007 с изменениями от 04.04.2008 г. не было рассмотрено ответчиком. Полагает, что мотив снятия заявления с рассмотрения не основан на законе, поскольку заявление о предоставлении земельного участка было направлено в надлежащий орган, а вопрос об изготовлении и утверждении проекта границ (в настоящее время - схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории) мог быть поставлен как исполнительным органом государственной власти, так и самим заявителем.

Представитель администрации г. Владивостока и Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока требования не признал, пояснив, что земельный участок не мог быть предоставлен ООО «Инбур», так как находился в постоянном (бессрочном) пользовании муниципального учреждения.

Муниципальное учреждение «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» в письменном отзыве указало, что спорный земельный участок по ул. Клары Цеткин, 36, площадью 14232 кв.м. действительно был ему предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в январе 2007 г., это право было прекращено лишь 05.05.2008 г.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Инбур» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серия 25 N 003046253.

11.12.2007 ООО «Инбур» подало в администрацию г. Владивостока заявление об изготовлении, утверждении проекта границ и предоставлении в аренду сроком на 49 лет в целях организации и дальнейшей эксплуатации площадки для отдыха жителе й города Владивостока земельного участка площадью 14232 кв. в районе ул. Клары Цеткин, 36 (п. Трудовое) в г. Владивостоке. Заявление впоследствии было зарегистрировано за N 17523д(07).

04.04.2008 заявитель внес изменение в указанное письмо-заявку, просил предоставить ему в собственность земельный участок площадью 11473 кв.м по этому же адресу для организации и дальнейшей эксплуатации площадки для отдыха жителей города Владивостока.

В ответ на обращение заявитель получил из Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока письмо от 29.09.2008 N 17524д(07), 17523д(07), 17522д(07), в котором Управление уведомило ООО «Инбур» о снятии нескольких его заявлений с рассмотрения, в том числе и заявления N 17523д(07). В обоснование решения о снятии заявлений с рассмотрения ответчик указал, что в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации обращение об утверждении проекта границ должно быть направлено органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками.

Полагая, что решение ответчика противоречит закону и нарушает права ООО «Инбур» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Процедура предоставления земельных участков в городе Владивостоке урегулирована Положением о предоставлении земельных участков на территории города Владивостока, утвержденным муниципальным правовым актом от 08.02.2007 N 73-МПА.

Ни Земельным кодексом РФ, ни указанным Положением не предусмотрен специальный порядок предоставления земельных участков юридическим лицам для целей, не связанных со строительством. Однако пунктом 2 статьи 15 Земельного кодека РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, следовательно, данный принцип должен проявлять себя и при приобретении иных прав на землю, поскольку иное означало бы создание дискриминационных условий в нарушение положений части 1 статьи 34 Конституции, законодательства о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 кодекса, то есть в орган, уполномоченный распоряжаться соответствующими земельными участками. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 этой статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ и утверждает его (пункт 4 статьи 34 кодекса в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя к ответчику). Лишь после этого соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче земельного участка в аренду с приложением проекта его границ (пункт 5 статьи 34 в названной редакции).

Согласно свидетельству о государственной регистрации от 8.10.2007 серия 25-АА N 931038 земельный участок площадью 14232 кв.м, расположенный примерно в 13 м на северо-восток от жилого дома по адресу г. Владивосток, ул. Клары Цеткин (п. Трудовое), 36, кадастровый номер 25:28:05 00 02:0546, находится в собственности муниципального образования город Владивосток.

Аналогичные сведения отражены в выписке из Государственного земельного кадастра от 29.11.2007 N 2420/2 и в производной кадастровой карте (плане) земельного участка от 4.03.2008 N 189, выданных Территориальным отделом N 11 Управления Роснедвижимости по Приморскому краю.

Следовательно, правом распоряжаться спорным земельным участком обладает уполномоченный орган местного самоуправления г. Владивостока, поэтому заявитель правомерно поставил вопросы как об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, так и о его предоставлении именно перед администрацией г. Владивостока. В этой связи ссылка ответчика на то, что заявление об изготовлении и утверждении проекта границ поступило от заинтересованного лица, а не от исполнительного органа государственной власти, несостоятельна.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрение письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления, считается оконченным, когда разрешены содержащиеся в нем вопросы, о чем сообщено заявителю.

Действительно, согласно постановлению администрации г. Владивостока от 18.01.2007 N 450 земельный участок площадью 14232 кв.м в районе ул. Клары Цеткин (п. Трудовое), 36 был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке». Однако данное обстоятельство могло обусловить отказ ответчика в предоставлении ООО «Инбур» земельного участка, но не снятие обращения с рассмотрения.

Кроме этого, в силу статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право постоянного (бессрочного) как вещное право на объект недвижимости подлежит государственной регистрации. Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Право постоянного (бессрочного) пользования МУ «Комплексное развитие земель в г. Владивостоке» на спорный земельный участок не было зарегистрировано, а впоследствии правоустанавливающий документ, на основании которого оно могло возникнуть, был отменен на основании письма муниципального учреждения от 25.04.2008 N 4763д (пункт 1.106 постановления администрации г. Владивостока от 05.05.2008 N 281).

Таким образом, на момент снятия Управлением обращения ООО «Инбур» с рассмотрения препятствие к рассмотрению этого обращения по существу, о котором указал представитель ответчиков в судебном заседании, было устранено.

Исходя из изложенного, оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает право ООО «Инбур» на рассмотрение по существу его обращения, поданного в орган местного самоуправления, по вопросу, касающемуся его предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом в силу пункта 3 части 4 статьи 201 кодекса суд указывает в резолютивной части на обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя.

Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на одного ответчика - Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, обладающее статусом юридического лица, так как именно его решение повлекло обращение заявителя в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 29.09.2008 о снятии с рассмотрения обращения ООО «Инбур» от 04.04.2008 N 17523(д) в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока рассмотреть обращение ООО «Инбур» от 11.12.2007 N 04/07 с изменениями от 04.04.2008 N 19/04 по существу в месячный срок.

Взыскать с Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Инбур» 2000 руб. (Две тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-11934/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 26 декабря 2008

Поиск в тексте