• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 12 июля 2007 года Дело N А57-16810/05

     
     
[Кассационная инстанция оставила в силе судебный акт апелляционной инстанции об удовлетворении иска о взыскании с казны РФ в лице Минфина убытков истца, поскольку не было перечислено достаточного количества средств целевым назначением из федерального бюджета на возмещение расходов истца по предоставлению жилищно-коммунальных льгот инвалидам]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., без участия, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу УФК по Саратовской области, на постановление апелляционной инстанции от 02.02.2007 (председательствующий ..., судьи: ...) Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-16810/05 по иску Ртищевского МУП "Теплотехник" к УФК МФ Российской Федерации по Саратовской области, Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, ФА по здравоохранению и социальному развитию, Министерству финансов РФ, третье лицо - Министерство финансов Саратовской области, о взыскании убытков в размере 204727,37 руб., установил:

Ртищевское МУП "Теплотехник" обратилось в суд к Министерству здравоохранения и социального развития Саратовской области с иском о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за IV квартал 2004 года в размере 204727,37 рублей.

Определением от 20.10.2005 произведена замена ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Саратовской области на Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области и к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Саратовской области.

Определением от 29.11.2005 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федерального казначейства по Саратовской области.

Решением от 29.05.2006 с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ртищевского МУП "Теплотехник" взысканы убытки в размере 204727,37 рублей, в иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2006 решение от 29.05.2006 отменено, поскольку им произведено взыскание с лица, не являющегося ответчиком по делу, кроме того, решение влияет на права и обязанности Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, не привлеченного к участию в деле, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 270 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2007 суд взыскал с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ убытки в размере 204727,37 руб. в пользу Ртищевского МУП "Теплотехник".

В кассационной жалобе УФК по Саратовской области, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, предлагается постановление апелляции отменить, дело направить на новое рассмотрение.

По мнению подателя жалобы, истец не обладает и не может обладать сведениями о действительном количестве граждан, являющихся инвалидами, которые пользуются льготами по оплате коммунальных услуг, и, следовательно, списки граждан, заверенные организацией, не обладающей необходимыми и достоверными сведениями, не могут являться допустимыми доказательствами по настоящему делу.

Истцом необоснованно учтена при расчете цены иска сумма НДС.

Кроме того, образовавшийся на конец 2004 года недостаток бюджетных средств, в результате перераспределения 25000000 руб. на другие цели, произошел по вине Министерства здравоохранения и социального развития Саратовской области, предоставившего искаженную информацию в УФК по Саратовской области и в конечном итоге, в Минфин России.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в суд кассационной инстанции не явились.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, законность обжалованного судебного акта, судебная коллегия считает не подлежащим отмене постановление апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истцом в четвертом квартале 2004 года были предоставлены льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по оплате отопления и горячего водоснабжения на сумму 204727,37 рублей.

Предоставление льгот предусмотрено действовавшей на тот момент статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В соответствии со статьей 15.6 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"* возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.

_______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "статьей 15.6 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики"редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг")".- Примечание изготовителя базы данных.

Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, меры социальной поддержки, установленные указанными федеральными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Приложением N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено предоставление Саратовской области субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ в размере 153279,0 тыс. рублей.

Согласно приложению N 11 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2004 год" распорядителем средств областного бюджета в части поступивших из федерального бюджета субсидий в размере 153279,0 тыс. рублей являлось Министерство труда и социального развития области.

16.02.2004 между Министерством труда и социального развития области и Ртищевским МУП "Теплотехник" был заключен контракт N 38, согласно которому министерство обязалось возмещать истцу за счет средств фонда компенсации федерального бюджета на 2004 год стоимость 50% скидки по предоставлению жилищно-коммунальных услуг инвалидам, пользующимся льготами.

Министерство финансов РФ письмом от 15.12.2004 N 06-05-31/01-16 сообщило Министерству финансов Саратовской области, что средства, выделенные в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" на реализацию Федерального закона "О внесении изменений и дополнении в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в размере 25000,0 тыс. рублей могут быть направлены на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в том числе на погашение кредиторской задолженности. Правительство Саратовской области распоряжением от 23.12.2004 N 378-Пр "О перераспределении денежных средств" направило указанные денежные средства в размере 25000 тыс. рублей на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения инвалидов транспортными средствами, на расходы по установке и использованию ими телефона, по оплате проезда, по изготовлению и ремонту протезных изделий.

Поскольку из выделенных федеральным бюджетом субсидий в размере 153279,0 тыс. рублей на реализацию Федерального закона "О внесении изменений дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" Министерство финансов РФ разрешило использовать 25000,0 тыс. рублей, на иные расходы, связанные с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", то Саратовская область должна была направить на реализацию Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и …" только 128279,0 тыс. рублей.

Согласно Закону Саратовской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета на 2004 год" и справке Министерства здравоохранения и социальной поддержки об остатках денежных средств по фонду компенсаций на 30.12.2004 субсидии из федерального бюджета в размере 128279,0 тыс. рублей использованы министерством в полном объеме в соответствии с целевым назначением.

Из вышеизложенного следует, что достаточного количества средств целевым назначением из федерального бюджета Российской Федерации в 2004 году на возмещение расходов по предоставлению жилищно-коммунальных льгот инвалидам из федерального бюджета не было перечислено.

Суд апелляционной инстанции указал, что доказательств выявления фактов нецелевого использования Саратовской областью средств, выделенных из Фонда компенсаций федерального бюджета, представлено не было.

Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск и взыскал убытки с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации с учетом положений следующих норм права.

В силу статьи 16 ГК РФ возмещение убытков производится Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 ГК РФ определены источники возмещения ущерба: за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, исходя из требований статьи 1071 ГК РФ, при возмещении вреда за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно которому ответчиками по такому делу должны признаваться РФ, соответствующий субъект РФ или муниципального образования в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Согласно пунктам 18 и 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 23.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ"* ответчиком по делам с требованием о взыскании убытков, в связи с осуществлением льгот до 01.01.2005 предоставления льгот, необходимо иметь в виду, что ответчиком по таким делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "пунктам 18 и 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ"".- Примечание изготовителя базы данных.

Правомерен вывод суда о том, что размер убытков подтверждается списками лиц, имеющих право на льготу; квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем убытки Ртищевского МУП "Теплотехник", возникшие в связи с предоставлением в IV квартале 2004 года льгот по оплате теплоснабжения и горячего водоснабжения связи гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежали взысканию в размере 204727,37 рублей.

Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены законного судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 02.02.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-16810/05 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А57-16810/05
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 12 июля 2007

Поиск в тексте