АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 12 февраля 2007 года Дело N А40-69458/06-35-420


[Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным решения МИФНС о привлечении к налоговой ответственности по ст.122 НК РФ, суд установил, что вывод инспекции о необоснованности включения заявителем расходов в состав прочих расходов, так как ГРП является модернизацией скважины, а не ремонтом основных средств является обоснованным, поскольку модернизация увеличивает первоначальную стоимость основного средства в порядке, установленном пунктом 2 статьи 257 НК РФ]

___________________________________________________________________

Постановлением 9 арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2007 года данное решение отменено. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2007 года N КА-А40/9075-07 постановление 9 арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2007 года оставлено без изменения.

___________________________________________________________________

Резолютивная часть решения объявлена 5 февраля 2007 года.

Арбитражный суд г.Москвы, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Оренбургнефть" к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения в части, установил:

ОАО "Оренбургнефть" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2, 2.2.4 резолютивной части решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 52/1552 от 09.10.2006 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на прибыль организаций за 12 месяцев 2005 года в сумме 41590514 руб., пени по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2005 года в сумме 2757412,34 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в сумме 8318102,8 руб.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на следующие доводы: имеющее место после проведения операций по ГРП повышение дебита скважин, как следует из приведенного описания сущности операции, не связано с изменением технологического или служебного назначения скважин или созданием новых качеств скважин - поскольку улучшаются не какие-либо качества скважин, а "пропускные" характеристики пласта недр (призабойной зоны скважины); расходы на ГРП не могут быть признаны расходами на реконструкцию и модернизацию, изменяющих первоначальную стоимость основных средств, в контексте этих определений, приведенных в пункте 2 статьи 257 НК РФ; работы по ГРП отнесены к капитальному ремонту скважин.

Инспекция требований заявителя не признала, в удовлетворении требований заявителя просит отказать на основании доводов, изложенных в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, ознакомившись с отзывом на заявление, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Оренбургнефть" по налогу на прибыль за 12 месяцев 2005 года.

По результатам проведенной проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки ОАО "Оренбургнефть" от 28.06.2006 N 52/821, на основании которого с учетом возражений заявителя от 10.07.2006 N 02-06/1104и, было вынесено решение N 52/1552 от 09.10.2006 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".

Оспариваемым решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в размере 8318102,8 руб. и предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, в размере 1300 руб., доначислен налог на прибыль за 2005 год в размере 41590514 руб., пени в размере 2757412,34 руб.

В качестве основания для доначисления суммы налога на прибыль указано неправомерное включение в состав прочих расходов по ремонту основных средств (скважин) затрат организации по гидравлическому разрыву пласта (далее - ГРП или гидроразрыв пласта).

Работы по гидроразрыву пласта в 2005 году производились по договору N 463 от 30.12.2004 на выполнение сервисных услуг, заключенному с ООО "ФилОрАм".

Согласно пункту 1.1 договора (с учетом заключенного дополнительного соглашения N 2 к договору от 19.10.2005) подрядчик (ООО "ФилОрАм") обязуется в установленный договором срок по заданию заказчика (ОАО "Оренбургнефть") осуществить на скважинах заказчика выполнение до 77 операций по гидроразрыву пласта с применением собственной технологии, техники, оборудования, материалов, персонала в соответствии с приложениями N 1, 1-а, 1-6, 2 к договору и сдать результат работы заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат выполненных работ и оплатить его.

В соответствии с пунктом 2.1 договора (в редакции доп. соглашения N 2 от 19.10.2005) ориентировочная стоимость работ, выполняемых подрядчиком, составляет 231020400 руб. (в т.ч. НДС 35240400 руб.). Окончательная стоимость работ, выполненных подрядчиком по договору, определяется суммированием стоимости фактически выполненных работ по каждой скважине на основании актов приема-сдачи выполненных работ.

Оплата осуществленных операций по гидравлическому разрыву пласта на скважинах общества в размере 173293809 руб. была осуществлена в 2005 году; указанные затраты включены в состав прочих расходов организации, уменьшающих объект обложения налогом на прибыль, как расходы на ремонт основных средств.

Фактическое осуществление работ по ГРП и их оплата в 2005 году подтверждаются соответствующими счетами-фактурами, актами сдачи-приемки выполненных работ, платежными поручениями.

В силу п.1 ст.257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Согласно положениям пункта 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Согласно положениям РД 153-39.0-088-01 (раздел 3) "Классификатор ремонтных работ в скважинах", утвержденного приказом Минэнерго России от 22.11.2001 N 297 и устанавливающего единые правила проведения ремонтных работ, геолого-технологических исследований в скважинах на предприятиях нефте- и газодобывающих отраслей топливно-энергетического комплекса России, капитальным ремонтом скважин является комплекс работ по восстановлению работоспособности скважин и продуктивного пласта различными технологическими операциями, в т.ч. воздействие на продуктивный пласт физическими, химическими, биохимическими и другими методами.

В соответствии с названным руководящим документом РД 153-39.0-088-01, работы по ГРП отнесены к капитальному ремонту скважин (шифр работ КР7-2), раздел "Обработка призабойной зоны пласта скважины и вызов притока" таблицы 4.1 (шифр КР7).

В соответствии с положениями другого руководящего документа - пункта 1.3 "Правил ведения ремонтных работ в скважинах" РД 153-39-023-97, утвержденного Минтопэнерго России 18.08.97 и определяющего основные требования по выполнению ремонтных работ в скважинах и обязательных для всех нефтегазодобывающих предприятий, работы по ГРП в приложении 1 к Правилам также отнесены к капитальному ремонту скважин по шифру КР7-2. Определение капитального ремонта скважин (КРС), приведенное в пункте 1.2 приложения 1 к Правилам, соответствует определению КРС, приведенному выше в РД 153-39.0-088-01.

Таким образом, ГРП является улучшением работоспособности скважин, следовательно, утверждение заявителя о том, что при ГРП улучшаются не какие-либо качества скважин, а "пропускные" характеристики пласта недр (призабойной зоны скважины), судом не принимается.

Тем не менее, отнесение указанными руководящими документами ГРП к капитальному ремонту основных средств не является основанием для признания данных работ ремонтом основных средств в целях применения главы 25 НК РФ, так как это противоречит п.2 ст.257 НК РФ, поскольку данные работы подпадают под понятие технического перевооружения, указанного в этой норме.

Так, в силу п.2 ст.257 НК РФ к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

При этом, названными руководящими документами определено, что капитальным ремонтом скважин является комплекс работ по восстановлению работоспособности скважин и продуктивного пласта различными технологическими операциями, в т.ч. воздействие на продуктивный пласт физическими, химическими, биохимическими и другими методами.

Гидравлический разрыв пласта (ГРП) является гидромеханическим методом воздействия на продуктивный пласт, который позволяет увеличить дебит скважины в несколько раз, увеличить коэффициент извлечения, тем самым переводить часть забалансовых запасов в промышленные.

Из изложенного следует, что ГРП является работами по восстановлению работоспособности скважин, направленными на увеличение дебита скважины и коэффициента извлечения, то есть является мероприятием по повышению технико-экономических показателей скважин на основе ее модернизации.

Таким образом, является обоснованным вывод инспекции о необоснованности включения заявителем расходов в состав прочих расходов, так как ГРП является модернизацией скважины, а не ремонтом основных средств.

Модернизация увеличивает первоначальную стоимость основного средства в порядке, установленном пунктом 2 статьи 257 Кодекса.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче рассматриваемого заявления в размере 2000 рублей, возврату не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.45, 46, 69, 70, 75 НК РФ, ст.ст.65, 69, 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 177, 197, 200, 201 АПК РФ, суд решил:

Отказать в удовлетворении заявления ОАО "Оренбургнефть" о признании незаконными пунктов 1, 2, 2.2.4 резолютивной части решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 52/1552 от 09.10.2006 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на прибыль организаций за 12 месяцев 2005 года в сумме 41590514 руб., пени по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2005 года в сумме 2757412,34 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в сумме 8318102,8 руб.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента изготовления в полном машинописном виде.

Судья
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка