ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2007 года Дело N КА-А40/9211-07


[Суд признал незаконным действие МИФНС по отказу в возврате излишне взысканной суммы страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, и обязал возвратить взысканную сумму, т.к. на налоговый орган как на администратора поступлений по страховым взносам в ПФ РФ возложена обязанность по зачету, возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов в порядке ст.78 НК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

ОАО "Отделение Дальних Передач" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) МИ ФНС России N 45 по г.Москве, выразившегося в отказе в возврата излишне взысканных денежных средств по накопительной и страховой части страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии в сумме 581273 руб.; о взыскании с МИ ФНС России N 45 по г.Москве в пользу ОАО "Отделение Дальних Передач" излишне взысканной суммы страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии в сумме 581273 руб.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14 марта 2007 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2007 года, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое действие МИ ФНС РФ N 45 по г.Москве по отказу в возврате излишне взысканной суммы страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии в сумме 581273 руб. признано незаконным. Суд обязал МИ ФНС РФ N 45 по г.Москве возвратить указанную сумму.

МИ ФНС России N 45 по г.Москве, не согласившись с выводами суда, настаивает на отмене судебного акта по основаниям неправильного применения арбитражным судом норм материального права, а именно: статей 78, 79 НК Российской Федерации, Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". По мнению налогового органа, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 НК РФ, в силу которого под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Положения статей 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В соответствии с пунктом 13 статьи 78 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой (глава 12 НК РФ) для налоговых органов. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом вышеуказанным законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения. В связи с чем, у суда отсутствовали правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют. До внесения соответствующих изменений у налоговых органов не имеется правовых оснований для осуществления зачетов (возвратов) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В судебном заседании представитель поддержал доводы и требования кассационной жалобы по мотивам, изложенным в ней.

В судебном заседании представитель общества, с доводами жалобы не согласился ссылаясь на несостоятельность, изложенных в ней доводов и просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.

Суд, всесторонне исследовав фактические обстоятельства дела, оценив, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, собранные по делу доказательства пришел к правильному выводу о незаконности действий налогового органа произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов.

Выводы арбитражных судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствует.

Разрешая заявленные требования, арбитражные суды, руководствуясь положениями статей 8, 78, 79 НК РФ, статей 2 и 25 Закона и статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", пришли к правильному выводу о том, что на налоговый орган как на администратора поступлений по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации возложена обязанность по зачету, возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов в порядке статьи 78 НК РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

При таких обстоятельствах, суды пришли к законному и обоснованному выводу о том, что поскольку переплата сумм страховых взносов и их зачисление в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации документально подтверждены, то у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

В соответствии с действующим законодательством налоговый орган как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Что же касается доводов заявителя кассационной жалобы, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права. Указанные доводы судом рассмотрены и им дана оценка, что нашло свое отражение в судебных актах.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 14 марта 2007 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2007 года N 09АП-5976/2007-АК по делу N А40-78901/06-127-465 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка