ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2007 года Дело N КА-А40/9403-07


[Суд обязал МИФНС принять решение о возврате процентов, т.к. МИФНС приняла решения о возврате переплаты с нарушением месячного срока, установленного п.9 ст.78 НК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

ОАО "Северсталь" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованием к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - налоговый орган) об обязании принять решение о возврате процентов в размере 48218498,97 руб., с учетом уточнения требования, принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 03.04.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007, требование заявителя удовлетворено по заявленным основаниям.

Удовлетворяя требование заявителя, судебные инстанции исходили из того, что фактически произошло излишнее взыскание с заявителя сумм налога и применение заявителем ст.79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является правомерным.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных актов и отказе в удовлетворении требования, считая их незаконным и необоснованными в связи с нарушением норм материального права, вынесенными без учета действительных обстоятельств дела, поскольку, по мнению налогового органа, им не принимались меры принудительного воздействия; общество не обращалось с заявлением в налоговый орган о возврате суммы излишне взысканного налога в соответствии со ст.79 НК РФ; решения о возврате переплаты приняты налоговым органом своевременно, 05.12.2006 (в пределах месячного срока, установленного п.9 ст.78 НК РФ); расчет процентов произведен неверно; к участию в деле должен быть привлечен орган федерального казначейства.

В заседании суда кассационной инстанции представителем заявителя заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на кассационную жалобу. Представитель налогового органа не возражал.

Рассмотрев ходатайство и учитывая мнение налогового органа, суд, совещаясь на месте и руководствуясь ст.279 АПК РФ, определил: приобщить к материалам дела отзыв на кассационную жалобу.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель заявителя возражал против ее удовлетворения.

Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.

В соответствии со ст.79 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки.

Решение о возврате излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте взысканного с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, заявителем 28.07.2005 получены требования налогового органа N 201 и 202 об уплате налога по состоянию на 15.07.2005, выставленные на основании решения налогового органа от 08.07.2005 N 56-13-11/3 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Взыскиваемая налоговым органом сумма составила 298135039,23 руб.

Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда г.Москвы признано недействительным указанное решение налогового органа в части доначисления налогов, пени, привлечения к налоговой ответственности, которые имеют преюдициальное значение для данного дела в силу ч.2 ст.69 АПК РФ, что не опровергается налоговым органом в кассационной жалобе.

После обращения заявителя в налоговый орган с заявлениями об уведомлении существующей переплаты сумм налога и пени, возникшей у налогоплательщика в результате признания решения от 08.07.2005 N 56-13-11/3 недействительным, налоговым органом 05.12.2006 вынесены решения N 781, 782, 783, 784, 785, 779, 778, 780, 777, 776, 775, 774 о возврате излишне уплаченных сумм. Всего возвращено 294536207,14 руб. Проценты, подлежащие начислению в соответствии с п.4 ст.79 НК РФ, как установили судебные инстанции, на расчетный счет заявителя не поступали.

Проверив расчет процентов и правильно применив положения ст.79 НК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленного требования о размере процентов в сумме 48218498,97 руб.

Представленный налоговым органом расчет процентов отклоняется судом кассационной инстанции, как противоречащий положениям ст.79 НК РФ, согласно которым проценты подлежат начислению со следующего за днем взыскания по день фактического возврата, то есть по день, когда денежные средства фактически перечислены на счет налогоплательщика.

Довод кассационной жалобы о том, что налоговым органом не принимались меры принудительного воздействия, был рассмотрен судами и обоснованно отклонен.

Так, судебные инстанции правомерно исходили из того, что выставление требований является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

Следовательно, перечисление обществом денежных средств во исполнение требований налогового органа носит характер взыскания налоговым органом недоимки. Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ. Согласно п.4 ст.79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. При этом статья 79 НК РФ не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04.

Довод кассационной жалобы о том, что обращению в суд должна предшествовать подача в налоговый орган заявления о возврате излишне взысканного налога, противоречит буквальному содержанию абз.2 п.2 ст.79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2007), в соответствии с которым заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано как в налоговый орган (в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога), так и в суд (в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога), а также п.3 ст.79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007).

Таким образом, законодатель в статье 79 НК РФ в качестве меры защиты прав и законных интересов налогоплательщика установил альтернативную возможность его обращения за возвратом налога непосредственно в суд, минуя налоговый орган.

В связи с чем, в данном случае довод налогового органа о своевременности принятых решений о возврате переплаты, то есть 05.12.2006 (в пределах месячного срока, установленного п.9 ст.78 НК РФ), является ошибочным.

Довод кассационной жалобы о том, что к участию в деле должен быть привлечен орган федерального казначейства, был рассмотрен судебными инстанциями и обоснованно отклонен как не соответствующий нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, данный довод противоречит положениям ст.79 НК РФ, согласно которой решение о возврате излишне взысканных сумм налога принимает налоговый орган.

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленного требования.

Иная оценка налоговым органом обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.

При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы согласно определению суда от 22.08.2007, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., с учетом правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".

Руководствуясь статьями 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 3 апреля 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2007 года по делу N А40-1577/07-115-18 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 - без удовлетворения.

Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2007 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка