ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2007 года Дело N КГ-А41/3851-07


[Решение об удовлетворении заявления общества о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от принятия в муниципальную собственность жилого дома и о понуждении принять в муниципальную собственность указанный жилой дом отменено, дело передано на новое рассмотрение, т.к.
не разрешен вопрос о составе лиц, участвующих в деле, следует привлечь к участию в деле ФАУФИ, исследовать вопрос о возможности обращения общества с заявлением о признании незаконным бездействия администрации в соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Открытое акционерное общество РАО "ЕЭС России" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность жилого дома, расположенного по адресу: 143020, Московская область, Одинцовский район, п.Жаворонки, ул.Солнечная, 35, общей площадью 367,2 кв.м, реестровый помер В7702014, и предъявлении необоснованных условий для принятия данного дома, содержащихся в письме от 03.08.2006 N 2.1.8./7880, и о понуждении Администрации принять в муниципальную собственность указанный жилой дом, за исключением квартир N 2, N 3 и N 4.

В обоснование своих исковых требований заявитель ссылался на то, что является балансодержателем объекта недвижимости, расположенного по адресу: 143020, Московская область, Одинцовский район, п.Жаворонки, ул.Солнечная, 35, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 03.10.2005

Переданный на баланс объект недвижимости представляет собой двухэтажный жилой дом из 8 квартир, общей площадью 367,2 кв.м.

Заявитель также ссылается на то, что постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 приложения N 3 к указанному постановлению, к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. При этом независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Следовательно, право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 923 Госкомимуществу было поручено учредить РАО "ЕЭС России" и внести в качестве вклада в уставный фонд не менее 49% акций, принадлежащих Российской Федерации в уставном капитале каждого из акционерных обществ, учреждаемых на базе предприятий, объединений, организаций, перечисленных в приложениях 1 и 2 к данному Указу.

В приложении N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 923 в Перечне объединений, предприятий и организаций, преобразуемых в акционерные общества, акции которых вносятся в уставный фонд РАО "ЕЭС России", указан Пансионат "60 лет плана ГОЭЛРО", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п/о Жаворонки.

Распоряжением Минимущества Российской Федерации от 30.07.2001 N 2194-р "О подтверждении права собственности РАО "ЕЭС России" на недвижимое имущество пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО" создана комиссия для подтверждения перечня объектов недвижимости в составе имущественного комплекса пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО" по состоянию на 01.07.92 и определения перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих внесению в уставный капитал РАО "ЕЭС России"

Во исполнение указанного распоряжения, Минимущество Московской области 20.02.2002 своим распоряжением N 44 утвердило Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО", не подлежащих приватизации по состоянию на 01.07.92. В данном Перечне указан жилой 8-квартирный дом (1963 года ввода в эксплуатацию), инвентарный номер 100154, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п.Жаворонки, ул.Солнечная, д.35.

Распоряжением Минимущества РФ от 15.04.2002 N 926-р утвержден Перечень объектов недвижимости в составе имущественного комплекса пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО", а объекты, утвержденные распоряжением Минимущества Московской области от 20.02.2002 N 44, внесены в реестр федеральной собственности и переданы на ответственное хранение РАО "ЕЭС России".

В пункте 3 названного распоряжения (от 15.04.2002 N 926) указано, что 8-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п.Жаворонки, ул.Солнечная, 35, подлежит передаче в муниципальную собственность Одинцовского района.

Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2006, по делу N А41-К2-22545/05 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

При этом суд исходил из того, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 распоряжения Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р (действовавшего до 14.07.2006) хозяйствующим субъектам, имевшим на балансе объекты: жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, было рекомендовано осуществить их передачу в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235.

В соответствии с пунктами 2 и 3 указанного постановления Правительства РФ N 235 от 07.03.95 для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом. Утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче указанных объектов в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Согласно п.5 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов, оформит необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.

Кроме того, суд сослался также и на то, что согласно письму Минимущества Российской Федерации от 5 мая 2003 года N ЮМ-8/8781 "О порядке передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" не допускается установление в распорядительном акте представительного (законодательного) органа власти субъекта Российской Федерации или представительного (законодательного) органа местного самоуправления муниципального образования каких-либо условий для передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе ответчик - Администрация Одинцовского муниципального района просит решение суда первой инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что основанием к вынесению данного решения послужили нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, утратившие силу на момент подачи ОАО РАО "ЕЭС России" заявления.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" были признаны утратившими силу положенные в основу заявления ОАО РАО "ЕЭС России" постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р.

Данное постановление Правительства Российской Федерации было вынесено в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-Ф3 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, частью 11 статьи 154 вышеуказанного Федерального закона установлен особый порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.

ОАО РАО "ЕЭС России" данный порядок, до подачи заявления в суд, соблюден не был.

Таким образом, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области полагает, что при вынесении решения суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, и применил закон, не подлежащий применению, и нарушил нормы процессуального права.

Кроме того, заявитель полагает, что судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и считает, что судом не исследован вопрос о правомерности обращения ОАО РАО "ЕЭС России" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На кассационную жалобу поступил отзыв от истца, в котором он просит решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Московского округа пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.

Судом первой инстанции в решении указано, что РАО "ЕЭС России" не является собственником спорного объекта недвижимости.

Как следует из решения, квартиры N 2, 3, 4 в спорном жилом доме находятся в собственности граждан.

Принимая решение об обязании ответчика принять в муниципальную собственность жилой дом по адресу: 143020, Московская область, Одинцовский район, п.Жаворонки, ул.Солнечная, 35, суд разрешил вопрос о привлечении к участию в деле Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которое ранее являлось собственником имущества, не установил, в чьей собственности имущество находилось на момент рассмотрения спора, не определил в связи с этим подлежащее применению законодательство.

В соответствии с частью 3 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участниках арбитражного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств; примирение сторон.

При новом рассмотрении дела суду следует определить характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; исследовать вопрос о возможности обращения ОАО РАО "ЕЭС России" с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; определить, был ли соблюден порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, установленный частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом установленных обстоятельств рассмотреть спор и вынести законное решение.

Руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2006 по делу N А41-К2-22545/05 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2007 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка