ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2007 года Дело N А09-5814/06-24


[Судебные акты отменены в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении НДС и пеней, дело в данной части направлено на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит дать оценку достоверности содержащихся в этих счетах-фактурах сведениям с учетом требований налогового законодательства и соблюдению плательщиком всех условий, предусмотренных ст.ст.171, 172, 169 НК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от налогового органа - Прудниковой О.В., главного специалиста (доверен. от 19.07.2006 N 7, пост.), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Володарскому району г.Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.01.2007 (судья ...) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2007 (судьи: ...) по делу N А09-5814/06-24, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Форт ЕС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по Володарскому району г.Брянска от 21.04.2006 N 10/11 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 197996 руб., налога на прибыль в сумме 64605 руб., пени - 47643 руб., применении налоговых санкций в размере 20481 руб. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.01.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции ФНС РФ по Володарскому району г.Брянска от 21.04.2006 N 10/11 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 30348 руб. и пени в сумме 5201 руб. 53 коп. В остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов в части удовлетворения требований общества о признании недействительным решения от 21.04.2006 N 10/11 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 30348 руб. и пени в сумме 5201 руб. 53 коп. отменить как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ по Володарскому району г.Брянска проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства ООО "Форт ЕС", по результатам которой составлен акт от 31.03.2006 N 10/11 и принято решение от 21.04.2006 N 10/11 о доначислении налогов, пени и применении налоговых санкций.

Не согласившись частично с решением инспекции, ООО "Форт ЕС" обратилось с заявлением в суд.

Согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 настоящего Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно ст.172 НК РФ условием для учета налогоплательщиком в налоговой декларации сумм налоговых вычетов является фактическая уплата сумм налога на добавленную стоимость продавцу товара на основании счетов-фактур, выставленных последним. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что для налогоплательщика право на применение налогового вычета по НДС возникает при соблюдении следующих условий: товары, работы и услуги должны быть оплачены, поставлены на учет, приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ.

При этом документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать полную и достоверную информацию о совершенной хозяйственной операции и ее участниках, о чем неоднократно указывалось в постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда РФ.

Из оспариваемого решения видно, что налоговый орган посчитал неправомерным применение обществом налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным в 2003 году ЗАО ПКЦ "Владимиравтосервис", поскольку в этих счетах-фактурах указан ИНН, принадлежащий ОАО "Ковровский электромеханический завод".

Требования к заполнению счетов-фактур закреплены в п.5 и п.6 ст.169 Налогового кодекса РФ. Несоблюдение этих требований является основанием для непринятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету (п.2 ст.169 Налогового кодекса РФ).

Разрешая спор о праве общества на применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ЗАО ПКЦ "Владимиравтосервис", суды сделали вывод, что обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих правомерность заявленных плательщиком вычетов, лежит на налоговом органе, который должен был исследовать в ходе проверки фактическое наличие хозяйственных связей между обществом и его поставщиком, несмотря на неверный ИНН. Между тем, судами не учтено следующее.

Определением Конституционного суда РФ от 15.02.2005 N 93-О разъяснено, что буквальный смысл абзаца второго пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ позволяют сделать однозначный вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Следовательно, поскольку уплата сумм налога на добавленную стоимость поставщику при расчете за приобретенные товары (работы, услуги) является налоговой обязанностью, то документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения такой обязанности, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о возможности возмещения налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, в которых содержатся недостоверные сведения, не основаны на законе.

Приказом МНС РФ от 27.11.98 N ГБ-3-12/309, действовавшим в спорный период, утвержден Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика.

Согласно указанному Порядку, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом организации при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.

Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации-налогоплательщика осуществляется на основании заявления о постановке на учет, одновременно с которым представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.

Присвоенный налогоплательщику ИНН подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе или копией указанного свидетельства, заверенной в установленном порядке.

Присвоенный налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не подлежит изменению, за исключением случаев изменения его структуры в связи с внесением изменений в положения раздела 2 настоящего Порядка.

Присвоенный налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не может быть повторно присвоен другому налогоплательщику.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменении места нахождения организации не изменяется.

Поскольку судами вообще не исследовались обстоятельства, связанные с возмещением обществом налога на добавленную стоимость на основании спорных счетов-фактур (в материалах дела отсутствуют), судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа от 21.04.2006 N 10/11 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 30348 руб. и пени в сумме 5201 руб. 53 коп. подлежат отмене, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит дать оценку достоверности содержащихся в этих счетах-фактурах сведениям с учетом требований налогового законодательства и соблюдению плательщиком всех условий, предусмотренных ст.ст.171, 172, 169 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ст.ст.288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 10.01.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2007 по делу N А09-5814/06-24 в части признания недействительным решения Инспекции ФНС РФ по Володарскому району г.Брянска от 21.04.2006 N 10/11 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 30348 руб. и пени в сумме 5201 руб. 53 коп. отменить и дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Брянской области в ином судебном составе.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка