ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 2007 года Дело N А35-7248/06-С8


[Отказывая в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований, суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст.119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по НДС в связи с отсутствием в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного данной статьей]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от налогоплательщика - Щипановой Н.П.,  представителя (дов. от 06.08.2007 N 35, разовая), Крамской Ю.В., представителя (дов. от 06.08.2007 N 34, пост.), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г.Курску на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 (судьи: ...) по делу N А35-7248/06-С8, установил:

Инспекция ФНС России по г.Курску обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области" (далее - учреждение) налоговых санкций в сумме 116880,25 руб.

Решением Арбитражного суда Курской области от 17.11.2006 заявленные требования удовлетворены частично, с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области" взысканы штрафные санкции в сумме 23376,05 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г.Курску просит постановление апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей налогоплательщика, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 04.06.2006 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области" представило в Инспекцию ФНС России по г.Курску налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 года.

По результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение от 07.09.2006 N 15834, согласно которому ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст.119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 116880,25 руб.

В связи с тем, что штраф учреждением в добровольном порядке не уплачен в срок, указанный в требовании от 08.09.2006 N 11589, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его принудительном взыскании.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Согласно статье 163 НК РФ налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

В силу пункта 1 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Из приведенных норм следует, что если выручка от реализации товаров (работ, услуг) в каком-либо месяце квартала превысила один миллион рублей, налоговым периодом для налогоплательщика признается месяц, следовательно, этот налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации по итогам каждого месяца, начиная с месяца, в котором произошло превышение суммы выручки.

Как следует из материалов дела, учреждением своевременно представлена в инспекцию налоговая декларация за IV квартал 2005 года, содержащая сведения, связанные с уплатой и исчислением налога на добавленную стоимость за весь трехмесячный период. В связи с изменением налогооблагаемых оборотов, по требованию налогового органа учреждением 06.04.2006 представлена в инспекцию налоговая декларация за октябрь 2005 года. При этом, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 года фактически является уточненной декларацией к ранее своевременно представленной декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2005 года.

Вместе с тем из анализа положений статьи 81 НК РФ следует, что сроки представления уточненных налоговых деклараций не установлены, данное обстоятельство подтверждено постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12.07.2005 по делу N 2769/05.

Поскольку п.7 ст.3 НК РФ установлено, что все сомнения и неясности актов налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика, то при смене налогового периода в течение квартала налогоплательщик вправе вернуться к начислению НДС за первый и последующие месяцы квартала, отразив эти данные в декларации, составленной по итогам квартала.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст.119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 года в связи с отсутствием в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного данной статьей.

Учитывая изложенное, у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по делу N А35-7248/06-С8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка