• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2007 года Дело N А09-7306/06-33


[Частично удовлетворяя заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции, суд указал, что налоговый орган не принял в затраты, учитываемые при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога, расходы по приобретению товара, а документы, представленные предпринимателем в обоснование расходов и наличия хозяйственных отношений с поставщиками товара, содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность реализации]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от заявителя - Мишакиной К.В., представителя (дов. от 14.09.2006 б/н, пост.), от налогового органа - Андрюшина А.И., представителя (дов. от 10.01.2007 N 1, пост.), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сизого А.П. на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2007 (судья ...) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 (судьи: ...) по делу N А09-7306/06-33, установил:

Индивидуальный предприниматель Сизый А.П. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Дятьковскому району Брянской области от 10.03.2006 N 70.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2007 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Инспекции ФНС России по Дятьковскому району Брянской области от 10.03.2006 N 70 в части доначисления НДС в сумме 48359 руб., пени по НДС в сумме 12183 руб., взыскания штрафа за неполную уплату НДС в сумме 9680 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Сизый А.П. просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального права.

В соответствии со ст.286 АПК РФ законность судебного акта проверяется кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, принявших участие в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Дятьковскому району Брянской области проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Сизого А.П. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 01.10.2005, о чем составлен акт от 14.02.2006 N 70.

Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган принял решение от 10.03.2006 N 30, согласно которому ИП Сизый А.П. привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в сумме 160190 руб., за неполную уплату налога на доходы в виде взыскания штрафа в сумме 88051 руб., за неполную уплату единого социального налога в виде взыскания штрафа в сумме 24326 руб., предпринимателю предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 800952 руб., налог на доходы в сумме 440256 руб., единый социальный налог в сумме 121632 руб. и пени по НДС в сумме 201621 руб., по налогу на доходы - 71179 руб., по единому социальному налогу - 20843 руб.

Основанием для доначисления НДС, единого социального налога, налога на доходы, соответствующих сумм пени и штрафов послужил вывод налогового органа о том, что счета-фактуры, выставленные поставщиками ООО "Концерн Промэкспоцентр" и ОАО "Вторбыт", не отвечают требованиям, установленным ст.169 НК РФ, так как встречными проверками не подтверждено существование юридических лиц, чьи реквизиты указаны в спорных счетах-фактурах.

Не согласившись с решением налогового органа, ИП Сизый А.П. обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений и дали им правильную оценку.

Как следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, при применении вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения и принятия к учету товаров (работ, услуг), а также уплаты поставщику налога на добавленную стоимость в составе цены приобретаемых товарно-материальных ценностей. Причем документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов, должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

В соответствии с пунктами 1-2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Как следует из подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ, в счете-фактуре должны быть, в частности, указаны наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя.

Причем, в счетах-фактах должны содержаться достоверные сведения, поскольку иное свидетельствует о неправильном составлении этих документов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что поставщики предпринимателя ООО "Концерн Промэкспоцентр" на налоговом учете не состоит, ИНН 7803510014 не существует и ОАО "Вторбыт" с ИНН 4601244008 в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков не значится, указанный ИНН имеет неверную структуру. Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела сообщениями соответствующих налоговых органов г.Санкт-Петербурга и г.Курска, в частности ответы Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по г.Санкт-Петербургу от 28.02.2006 N 04-04/3977, N 04-04/3986, Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Курской области от 03.02.2006 N 09-42/262 и Управления ФНС России по Курской области от 01.11.2006 N 11-22/012637 (на запрос суда).

Таким образом, представленные предпринимателем счета-фактуры, в которых содержатся недостоверные сведения, не могут служить основанием для применения налоговых вычетов в спорной сумме, поскольку вышеназванные продавцы не могут выступать в качестве поставщиков товаров и плательщиков НДС.

В соответствии со ст.143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, которыми в силу статьи 11 НК РФ признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение понятия юридического лица и его правоспособности дано в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица в силу статьи 49 ГК РФ возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (статья 51 ГК РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам уполномочено осуществлять с 01.07.2002 государственную регистрацию юридических лиц.

Как следует из пункта 3 статьи 83 НК РФ, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.

Пунктом 7 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Присвоенный организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.

Следовательно, указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 169 НК РФ.

С учетом приведенных нормативных актов суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что счета-фактуры, оформленные ООО "Концерн Промэкспоцентр" и ОАО "Вторбыт", не являются доказательствами достоверности и законности осуществленных заявителем вычетов, поскольку налоговым органом установлено, не опровергнуто налогоплательщиком, что сведения о поставщиках в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, на налоговом учете указанные поставщики не состоят.

Доводы заявителя жалобы о неправомерном доначислении единого социального налога и налога на доходы не могут быть приняты судом кассационной инстанции в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Кодекса объектом обложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно статье 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.

В силу статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В статье 236 Кодекса установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база по единому социальному налогу налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленному для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса (статья 237 Кодекса).

Из приведенных норм следует, что состав расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций".

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, при этом они должны содержать достоверную информацию.

Таким образом, затраты налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, должны быть реально понесенными и документально подтвержденными, а также должны содержать достоверные сведения об участниках и условиях хозяйственных операций.

Как видно из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, налоговый орган не принял в затраты, учитываемые при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога, расходы по приобретению товара в сумме 3386594 руб.

Оценив представленные в материалы дела квитанции к приходно-кассовым ордерам и другие доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе материалы встречных проверок, суды установили, что документы, представленные предпринимателем в обоснование расходов и наличия хозяйственных отношений с поставщиками товара, содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность реализации, поскольку оформлены несуществующими юридическим лицами ООО "Концерн Промэкспоцентр" и ОАО "Вторбыт".

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что данные расходы нельзя признать документально подтвержденными, поэтому они не могут быть учтены при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в его действиях признака противоправности, а также вины в совершении вменяемого ему правонарушения, является несостоятельной поскольку основана на неверном толковании норм права и направлена на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела.

Согласно ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В соответствии с п.1, п.3 ст.110 Кодекса виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В ходе рассмотрения настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций установили, что индивидуальный предприниматель Сизый А.П., осуществляя предпринимательскую деятельность с хозяйствующими субъектами, не проверил их правоспособность, принял от них документы, содержащие явно недостоверную информацию, тем самым предприниматель взял на себя риск негативных последствий, таких как невозможность документально подтвердить обоснованность заявленных налоговых вычетов по НДС, расходов по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, в данном случае ИП Сизый А.П. должен был осознавать противоправный характер своих действий.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что выводы налогового органа о совершении ИП Сизым А.П. налоговых правонарушений соответствуют налоговому законодательству.

Учитывая изложенное, у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по делу N А09-7306/06-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А09-7306/06-33
Принявший орган: Арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 14 августа 2007

Поиск в тексте