• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2007 года Дело N Ф09-8405/07-С3


[Поскольку материалами дела подтверждено, что общество излишне уплатило штрафы по земельному налогу и транспортному налогу, и эти обстоятельства налоговой инспекцией не оспариваются, судом сделан правильный вывод о том, что у налоговой инспекции не имелось оснований для отказа в возврате излишне уплаченных штрафов]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Екатеринбурга (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.07.2007 по делу N А60-9325/07.

В судебном заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "Свердловэнерго" (далее - общество) - Копылова С.В. (доверенность от 01.01.2007 N 33-02-10/40); инспекции - Андрющенко М.Н. (доверенность от 21.08.2007 N 22).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просило признать незаконными действия должностных лиц инспекции, выраженных в уведомлениях от 09.02.2007 N 11-14/12718, 11-14/12719, об отказе произвести возврат излишне уплаченных штрафов по земельному и транспортному налогу в общей сумме 47280 руб. 40 коп., а также обязать инспекцию осуществить возврат указанной суммы.

Решением суда от 11.07.2007 (резолютивная часть от 09.07.2007; судья ...) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в вынесении уведомлений от 09.02.2007 N 11-14/12718, 11-14/12719 об отказе в возврате излишне уплаченных налоговых санкций в сумме 47280 руб. 40 коп., и обязал инспекцию осуществить возврат указанной суммы из бюджета.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению инспекции, положения ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до 01.01.2007, не предусматривали возможности возврата налогоплательщику излишне уплаченного штрафа.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество представило отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения. Общество полагает, что отсутствие установленного Кодексом порядка возврата излишне уплаченного штрафа, не является основанием для отказа в его возврате.

В судебном заседании представитель общества изложил возражения по доводам кассационной жалобы инспекции и просил оставить судебный акт без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 24.01.2007 N 15/2-25, в котором просило на основании ст.78 Кодекса возвратить излишне уплаченные штрафы в общей сумме 47280 руб., в том числе по земельному налогу в сумме 47089 руб. 60 коп., транспортному налогу - в сумме 190 руб. 80 коп., ошибочно перечисленные по платежным поручениям от 25.07.2005 N 11016, 11013, от 26.07.2005 N 11040.

В письмах от 09.02.2007 N 11-14/12718, 11-14/12719 инспекция отказала обществу в возврате излишне уплаченных штрафов на основании приказа Федеральной налоговой службы от 15.09.2005 N САЭ-3-19/446@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам". При этом инспекция исходила из того, что излишне уплаченный штраф может быть возвращен налогоплательщику на основании его письменного заявления по решению суда, поскольку в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ) отсутствует порядок проведения зачета и возврата излишне либо ошибочно уплаченной суммы штрафа.

Общество, полагая, что у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в возврате излишне уплаченных штрафов, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд удовлетворил заявленные требования, руководствуясь тем, что порядок возврата излишне уплаченных налогов и пеней, установленный ст.78 Кодекса, подлежит применению и в отношении возврата излишне уплаченных штрафов с учетом положений Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Подпунктом 5 п.1 ст.21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Указанное право налогоплательщика в силу п.2 ст.22 Кодекса обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Согласно п.1 ст.32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Статьей 78 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) установлен порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа.

Поскольку общество обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных штрафов 11.01.2007, к возникшим правоотношениям подлежит применению ст.78 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), а его право на возврат излишне уплаченных штрафов подлежало реализации по правилам, установленным данной статьей, с учетом положений ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ*.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

В силу ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ* суммы штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со ст.ст.78, 79 ч.1 Кодекса (в редакции указанного Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество излишне уплатило штрафы в общей сумме 47280 руб. 40 коп., в том числе по земельному налогу - в сумме 47089 руб. 60 коп., по транспортному налогу - в сумме 190 руб. 80 коп. Указанные обстоятельства инспекцией не оспариваются.

При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что у инспекции не имелось оснований для отказа в возврате излишне уплаченных штрафов.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Отсутствие в ст.78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) указания на порядок проведения возврата излишне уплаченных сумм штрафов не может являться основанием для отказа налогоплательщику в возврате указанных сумм.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.07.2007 по делу N А60-9325/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Екатеринбурга - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Екатеринбурга в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А60-9325/07
Ф09-8405/07-С3
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 17 октября 2007

Поиск в тексте