• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2007 года Дело N Ф09-8251/07-С2


[Поскольку полученные предприятием из бюджета денежные средства в рамках целевого финансирования, направленного на компенсацию расходов предприятия, связанных с реализацией населению электрической энергии по государственным регулируемым ценам не были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), то не подлежали включению в налоговую базу по НДС, вывод суда о неправомерности доначисления налога за спорные налоговые периоды является правильным, заявление в этой части удовлетворено]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2007 по делу N А07-4128/07.

В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Мусина Л.Б. (доверенность от 11.01.2007); муниципального унитарного предприятия "Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей" Республики Башкортостан (далее - предприятие, налогоплательщик) - Муслимов Р.А. (доверенность от 12.03.2007).

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решений инспекции от 12.03.2007 N 128, 129, 130, 131, 9521, 1010, 1011, 1012, 1013, 1014, 1015, 1016, 1017, 1018, 1019, 1020, 1021, 1022, 1023, 1024, 1025, 1026, 1027, 1028, 1029 о доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки представленных предприятием уточненных деклараций по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды 2003-2005 гг. выявлены факты занижения налоговой базы на суммы дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением предприятием государственных регулируемых цен при реализации населению электрической энергии, в том числе при реализации электрической энергии отдельным категориям населения по льготным ценам. По результатам проверки инспекцией вынесены перечисленные выше решения, оспариваемые налогоплательщиком.

По мнению инспекции, поступившие средства должны расцениваться в качестве доходов, связанных с реализацией товаров, работ, услуг, и включаться в налоговую базу по НДС на основании подп.2 п.1 ст.162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Решением суда первой инстанции от 31.05.2007 (судья ...) заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у инспекции отсутствовали основания для доначисления налога за февраль-декабрь 2003 года, январь-ноябрь 2004 года, март, ноябрь 2005 года, поскольку бюджетные средства, полученные предприятием в рамках целевого финансирования, направленного на погашение расходов предприятия, связанных с реализацией населению электрической энергии по государственным регулируемым ценам, не должны включаться в налоговую базу по НДС. Кроме того, суд установил, что НДС за декабрь 2004 года доначислен также неправомерно, поскольку у предприятия не возникло дополнительных налоговых обязательств при представлении уточненной налоговой декларации за указанный налоговый период.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неверное применение судом положений ст.ст.154, 162 Кодекса и поясняя, что доначисление налога за декабрь 2004 года не повлекло за собой правовых последствий для предприятия.

Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В силу подп.1 п.1 ст.146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст.ст.153-162 Кодекса.

Положениями п.2 ст.153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно п.1 ст.154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Пунктом 13 ст.40 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В силу п.2 ст.154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно подп.2 п.1 ст.162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст.ст.153-158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС по п.2 ст.154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в феврале-декабре 2003 года, январе-ноябре 2004 года, марте, ноябре 2005 года предприятием были получены дотации в рамках целевого финансирования, направленного на компенсацию расходов предприятия, связанных с реализацией населению электрической энергии по государственным регулируемым ценам.

При указанных обстоятельствах полученные предприятием из бюджета денежные средства не были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому не подлежали включению в налоговую базу по НДС.

Таким образом, вывод суда о неправомерности доначисления налога за перечисленные выше налоговые периоды является правильным.

Помимо изложенного судом установлено, что при представлении уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2004 года предприятие необоснованно уменьшило налоговую базу и, соответственно, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Вместе с тем сумма налога, оспариваемая налоговым органом, была уплачена предприятием в бюджет своевременно и в полном объеме на основании первичной налоговой декларации. Таким образом, представление предприятием уточненной налоговой декларации с неверно исчисленной суммой налога не повлекло за собой возникновение недоимки по налогу за отмеченный выше налоговый период.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для доначисления налога за декабрь 2004 года у инспекции не было.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2007 по делу N А07-4128/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А07-4128/07
Ф09-8251/07-С2
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 09 октября 2007

Поиск в тексте