ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2007 года Дело N Ф09-8163/07-С3


[Поскольку спорные инкассовые поручения содержат суммы пеней, начисленных на задолженность по налогам, взыскание которой не производилось в соответствии с требованиями ст.ст.46-48 НК РФ, суды правомерно удовлетворили требования общества, признав указанные инкассовые поручения не подлежащими исполнению]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.04.2007 по делу N А76-29495/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по тому же делу.

Представители инспекции и общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Эврика" (далее - общество), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 19.07.2006 N 35835-3543.

Решением суда от 02.04.2007 (судья ...) заявленные требования удовлетворены. Инкассовые поручения от 19.07.2006 N 35835-35843 признаны не подлежащими исполнению.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 (судьи: ...) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст.ст.45, 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению инспекции, условием прекращения начисления пеней является фактическая уплата налогоплательщиком недоимки, иного законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в связи с неисполнением обществом требования от 28.06.2006 N 90720 об уплате пени в сумме 4203 руб. 46 коп. на основании решения от 19.07.2006 N 14223 о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика выставлены инкассовые поручения от 19.07.2006 N 35835-35844.

Считая указанные инкассовые поручения незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что инспекцией утрачена возможность взыскания указанной суммы пеней как в бесспорном, так и в судебном порядке.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно п.п.3, 9 ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.

По смыслу п.п.3, 9 ст.46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в спорные инкассовые поручения инспекцией включены суммы пени, начисленные на задолженность по налогу на прибыль за I-III кварталы 1996 года, по налогу с продаж за 2001 год, по налогу на добавленную стоимость за период с 20.07.99 по 20.01.2003, по налогу с пользователей автодорог за период с 20.07.99 по 01.08.2001, по единому социальному налогу за период с 30.06.2004 по 15.04.2005, то есть право на взыскание которой инспекцией утрачено.

Поскольку спорные инкассовые поручения содержат суммы пени, начисленные на задолженность по налогам, взыскание которой не производилось в соответствии с требованиями ст.ст.46-48 Кодекса, суды правомерно удовлетворили требования общества, признав указанные инкассовые поручения не подлежащими исполнению.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.04.2007 по делу N А76-29495/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка