ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2005 года Дело N А19-2073/05-5-Ф02-3384/05-С1


[Кассационная инстанция отказала в удовлетворении заявления в части признания незаконным решения ИФНС о взыскании с заявителя штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, поскольку налоговым законодательством не предусмотрено подписание счета-фактуры факсимиле, поэтому воспроизведение на счете-фактуре подписи не подтверждает соблюдение заявителем требования пункта 6 статьи 169 НК РФ]
(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская лесная компания" (ООО "СибЛесКо") (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области (далее - налоговая инспекция) от 30 декабря 2004 года N 01-1/69 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 17 марта 2005 года заявленные требования удовлетворены в части применения мер налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 5569 рублей 04 копеек, уменьшения исчисленного в завышенных размерах налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению, в сумме 27845 рублей 18 копеек и начисления пени на указанную сумму налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 6 июня 2005 года решение суда изменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнений), в которой ставит вопрос о проверке законности судебных актов по делу по причине неправильного применения судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды необоснованно признали соответствующим закону применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, имеющих факсимильные подписи руководителя организации. Кроме того, вывод суда апелляционной инстанции о подтверждении налогоплательщиком правомерности налоговых вычетов дубликатами счетов-фактур, фактически представляющими собой документы с теми же реквизитами, но имеющими иное содержание, формально соответствующими требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, сделан в результате неправильного применения пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения в связи с его законностью и обоснованностью.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.

Как установлено арбитражным судом, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и полноты перечисления налогов, в том числе по налогу на добавленную стоимость за период с 1 октября 2002 года по 1 июля 2004 года.

По результатам проверки налоговой инспекцией установлена неправомерность применения налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 1369500 рублей 40 копеек в связи с тем, что они заявлены на основании счетов-фактур, не отвечающих требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: с факсимильным воспроизведением подписи, и не имеющих сведений о номере платежно-расчетного документа при получении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и содержащих недостоверный идентификационный номер налогоплательщика покупателя.

Решением налоговой инспекции от 30 декабря 2004 года N 01-1/69 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 132219 рублей 48 копеек. Кроме того, обществу предложено уплатить пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 23345 рублей 78 копеек, а также уменьшены на 1369500 рублей 40 копеек заявленные в завышенных размерах суммы налога, подлежащие возмещению.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции признал соответствующим закону подписание счетов-фактур с применением факсимиле, поскольку такой порядок предусмотрен гражданским законодательством. Применение налоговых вычетов на основании счетов-фактур, подписанных таким образом, является правомерным, поскольку не ограничено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что недостатки, допущенные при составлении счетов-фактур, исправленные в дальнейшем, не могут лишить налогоплательщика права на применение налоговых вычетов. При этом учел, что счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, представлены обществом с возражениями на акт проверки и в судебное заседание.

Выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.

На основании пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

На основании пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.

Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации "Порядок применения налоговых вычетов" и буквальный смысл абзаца второго ее пункта 1 позволяют сделать однозначный вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в установленном порядке.

Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательность указания в счете-фактуре, в том числе, идентификационного номера налогоплательщика, покупателя и номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Законодательство Российской Федерации не регламентирует понятие факсимильной подписи, не устанавливает гарантий ее достоверности и способов определения.

Часть 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

При этом в соответствии с предметом правового регулирования Гражданского кодекса Российской Федерации указанная норма применяется к составлению документа о совершении сделки в письменной форме.

Порядок составления счетов-фактур установлен, главным образом, в целях ведения расчетов по налогу на добавленную стоимость между участниками хозяйственной операции и применения в дальнейшем налоговых вычетов.

Таким образом, поскольку ни нормами законодательства о налогах и сборах, ни нормами Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, не предусматривается подписание счета-фактуры факсимиле и в законодательстве Российской Федерации не закреплен правовой статус такой подписи, воспроизведение на счете-фактуре подписи не подтверждает соблюдение требования пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации об обязательности ее подписания установленными уполномоченными лицами.

Следовательно, выводы судов о незаконности решения налоговой инспекции в части признания необоснованным применения налоговых вычетов на основании счетов-фактур, подписанных факсимиле, являются неправильными.

Пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость допускается внесение исправлений в счета-фактуры, которые должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Таким образом, внесение исправлений в счета-фактуры должно производиться в установленном порядке, единственно позволяющем придать документу способность являться основанием применения налогового вычета.

Суд апелляционной инстанции необоснованно посчитал несущественным несоблюдение изложенного порядка исправления счетов-фактур, не имеющих указания на номер платежно-расчетного документа при получении поставщиком авансовых платежей и содержащих не соответствующий действительности идентификационный номер налогоплательщика покупателя, что повлекло неправильный вывод о правомерности применения обществом налоговых вычетов.

Поэтому суд апелляционной инстанции не имел правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований в данной части.

При таких обстоятельствах требования общества о признании незаконным решения налоговой инспекции от 30 декабря 2004 года N 01-1/69 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не подлежали удовлетворению.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым в связи с неправильным применением судом первой и апелляционной инстанций норм материального права судебные акты в части признания недействительным решения налоговой инспекции о взыскании штрафа в размере 5569 рублей 04 копеек, начисления пени на сумму по налогу на добавленную стоимость в размере 27845 рублей 18 копеек и уменьшения на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета на 27845 рублей 18 копеек отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 рублей за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Сибирская лесная компания".

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 6 июня 2005 года, решение от 17 марта 2005 года в части признания незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска от 30.12.2004 N 01-1/69 по пункту 1 в виде взыскания штрафа в размере 5569 рублей 04 копеек, пункту 2.1 о начислении пени в размере 27845 рублей 18 копеек, пункту 2.2 об уменьшении на начисленные в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета в размере 27845 рублей 18 копеек Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2073/05-5 отменить. Принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части оставить в силе решение суда от 17 марта 2005 года по настоящему делу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибирская лесная компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка