• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 4 октября 2007 года Дело N А40-43941/07-72-293


[Суд признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной миграционной службы о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, т.к. управление лишило заявителя законного права присутствовать при составлении протокола и на рассмотрении административного дела, дать объяснения и предоставить какие-либо доказательства в подтверждение своей правовой позиции]



Резолютивная часть решения объявлена 4 октября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 4 октября 2007 года.

Арбитражный суд г.Москвы, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Новый Стиль-2000" к Отделу в Западном административном округе Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве о признании незаконным постановления от 21.08.2007 N 124 о привлечении к ответственности, установил:

ООО "Новый Стиль-2000" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным постановления от 21.08.2007 N 124 Отдела в Западном административном округе Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 450000 руб. за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.

Заявитель сослался на то, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку ООО "Новый Стиль-2000" соблюден порядок подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, установленный законодательством РФ. Уведомление о привлечении к трудовой деятельности в РФ гражданки Республики Украина Ефременко Ирины Алексеевны направлено в Отдел в ЗАО УФМС по Москве в день приема на работу - 04.04.2007.

Ответчик в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил через канцелярию суда письменный отзыв в порядке ст.131 АПК РФ, указывает, что заявитель был привлечен к административной ответственности на законных основаниях.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 17.08.2007 по адресу: г.Москва, ул.Братьев Фонченко, д.8, была проведена проверка соблюдения ООО "Новый стиль-2000" паспортно-визового режима, правил миграционного учета, установленного порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

По результатам проверки был составлен Протокол от 17.08.2007 АА N 0021998 об административном правонарушении, которым установлено, что ООО "Новый Стиль-2000" допущено нарушение постановления Правительства РФ от 23.12.2006 N 798, административная ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и выразившееся в неуведомлении территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о привлечении к трудовой деятельности в РФ гражданки Республики Украина Ефременко Ирины Алексеевны.

На основании указанного протокола Постановлением от 21.08.2007 N 124 ООО "Новый Стиль-2000" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 450000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд за признанием его незаконным.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.

В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд установил, что протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий. Срок, установленный ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.

В то же время суд считает, что в действиях заявителя отсутствует событие вменяемого ему правонарушения.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст.26.1 КоАП РФ).

В силу ч.1 ст.29.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Согласно ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырех тысяч до восьми тысяч минимальных размеров оплаты труда либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом в целях указанной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В соответствии с п.9 ст.13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В рамках полномочий, предусмотренных указанной статьей, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 798 утверждены Правила подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (далее - Правила), которыми установлены форма и порядок подачи указанного уведомления.

В силу пункта 2 данных Правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

В соответствии с п.5 Правил уведомление представляется работодателем непосредственно или по почте заказным письмом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, на территории которого иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, выдано разрешение на работу.

Как следует из материалов дела, трудовое соглашение с гражданкой Украины Ефременко Ириной Алексеевной, имеющей Разрешение на работу в РФ серия 77 N Г10126072 сроком действия с 15.03.2007 по 13.03.2008, заключено заявителем 04.04.2007.

04.04.2007, т.е. до истечения срока, установленного пунктом 2 Правил, заявитель заказной корреспонденцией направил в Управление ФМС России по г.Москве уведомление о привлечении и использовании заявителем для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, гражданки Украины Ефременко Е.А. (л.д.5), с подтверждением вручения указанного отправления 16.06.2007 (л.д.6).

Факт своевременного направления заявителем спорного уведомления подтверждается представленными заявителем документами, в связи с чем отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.

В соответствии с п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Суд также приходит к выводу о нарушении ответчиком порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

Согласно части 1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Наличие объяснений заявителя является одним из источников доказательств по делу согласно ст.26.2 КоАП РФ.

Согласно ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии законного представителя юридического лица. Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу согласно ст.26.2 КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица должны быть разъяснены права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом, указанное лицо наделено правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении этого лица о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

В соответствии с абзацем 5 п.24 постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 46 суду при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Как следует из учредительных документов Общества и протокола собрания участников Общества от 28.02.2006, законным представителем Общества и его генеральным директором является Саакян А.В.

Протокол об административном правонарушении от 17.08.2007 АА N 0021998 составлен в присутствии Новикова Д.А., действовавшего на основании доверенности от 16.08.2007.

Новиков Д.А. законным представителем заявителя в соответствии со ст.25.4 КоАП РФ не является. Доверенность указанного лица на участие в конкретном административном деле отсутствует, иные доказательства извещения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела также отсутствуют, при этом ответчик не указал, что такие доказательства могут быть представлены.

Доказательства того, что заявитель был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения административного дела, в материалы дела также не представлены. Уведомление N 119/1 таким доказательством не является, поскольку, согласно данному уведомлению, ООО "Новый Стиль" приглашается явкой на 20.08.2007, 10-30. Место рассмотрения дела об административном правонарушении не указано. Рассмотрение дела состоялось 21.08.2007. Какие-либо сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, состоявшемся 21.08.2007, в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что имели место грубые нарушения административным органом требований ч.1 ст.1.6, ч.2 ст.25.1, ч.3 ст.25.4, ст.28.2 п.2, п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ. Тем самым ответчик лишил заявителя законного права присутствовать при составлении протокола и на рассмотрении административного дела, дать объяснения и предоставить какие-либо доказательства в подтверждение своей правовой позиции.

В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" допущенные ответчиком нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

При указанных обстоятельствах и учитывая, что заявителем представлены доказательства соблюдения срока обжалования оспариваемого постановления, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, ст.ст.8.3, 8.21, 25.4, 26.1, 28.2, 29.10, 30.1-30.3 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.167-170, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Отдела в Западном административном округе Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве от 21.08.2007 N 124 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ ООО "Новый Стиль-2000", зарегистрированного в качестве юридического лица Управлением ФНС РФ по г.Москве 28.10.2002 за ОГРН 1027700362030, расположенного по адресу: 111033, г.Москва, Таможенный проезд, д.1/9.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

     

Судья
...

     
     
     
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка
     
     

Номер документа: А40-43941/07-72-293
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 04 октября 2007

Поиск в тексте