АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 10 октября 2007 года Дело N А40-70526/06-96-268


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконнным отказа ГУ ФРС в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку судом установлено, что при регистрации права собственности имелись установленные законодательством препятствия для регистрации, в связи с чем регистрирующим органом обоснованно принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности]



Резолютивная часть решения объявлена 9 октября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 10 октября 2007 года.

Арбитражный суд города Москвы, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Российские железные дороги" к ответчику - ГУ ФРС по г.Москве, 3-и лица: ФАУФИ, ФГУ "Кадастровая палата", ГУП "НИ и ПИ" Генплан Москвы, Департамент земельных ресурсов г.Москвы, Правительство г.Москвы, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании провести регистрацию права собственности, установил:

ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения ГУ ФРС по г.Москве от 09.08.2006 N 14/002/2006-182, которым заявителю отказано в регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Иловайская, д.5 (кадастровый N 77:04:03010:107) и обязании ГУ ФРС по Москве зарегистрировать право собственности ОАО "РЖД" на указанный земельный участок, площадью 105212,2 кв.м в границах кадастрового плана от 10 октября 2005 года N Л1/05-232.

Решением суда от 28.02.2007 требования заявителя удовлетворены.

Постановлением ФАС МО от 18.06.2007 решение суда первой инстанции отменено. Дело передано на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду предписано дать надлежащую оценку кадастровому плану спорного участка, а именно разделу В.3, с учетом положений п.8 ст.28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ. Дать оценку положениям постановления Правительства г.Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП, положенного в основу кадастрового плана, составленного на спорный земельный участок. Проверить, имеется ли в данном случае спор о праве на спорный земельный участок между заявителем ОАО "РЖД" и субъектом Российской Федерации - городом Москва. Принять во внимание, что заявитель является акционерным обществом, между тем, регистрация права собственности подтверждает переход права собственности на объект в частную собственность, тогда как переход объекта из государственной собственности в частную собственность регулируется специальным законодательством. Исследовать вопрос о том, нет ли установленных законодательством препятствий для регистрации за заявителем права собственности на спорный земельный участок.

Настаивая на удовлетворении своих требований, в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что отказ регистрирующего органа не соответствует положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также земельному законодательству, поскольку представленные для регистрации документы подтверждают наличие у заявителя прав на спорный земельный участок, на нем находится недвижимое имущество, внесенное в уставный капитал ОАО "РЖД"; заявленный к регистрации участок относится к землям железнодорожного транспорта - объекту права собственности Российской Федерации, в связи с чем, его государственная регистрация не требуется, а часть спорного земельного участка площадью 11493,8 кв.м не относится к землям общего пользования, приватизация которых запрещена.

Возражая против удовлетворения заявленных требований представитель ГУ ФРС по г.Москве в судебном заседании пояснил следующее.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" уставный капитал ОАО "РЖД" формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Однако документы, подтверждающие наличие прав у Государственного предприятия по материально-техническому обеспечению железнодорожного транспорта "Росжелдорснаб" на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок, на регистрацию не представлены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ основанием для государственной регистрации является сводный передаточный акт, составленный на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал ОАО "РЖД". Согласно пункту 4 ст.4 Федерального закона N 29-ФЗ сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов.

В представленной копии передаточного акта на имущество и обязательства Государственного предприятия по материально-техническому обеспечению железнодорожного транспорта "Росжелдорснаб" отсутствуют данные (кадастровый номер и площадь) о земельном участке, на который было заявлено правопритязание, в связи с чем невозможно однозначно идентифицировать земельный участок.

Часть земельного участка площадью 11493,8 кв.м отнесена к землям общего пользования в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы". Соответственно в силу п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ приватизации не подлежит.

Заявителем своевременно не представлено доказательств размежевания земель с полосой отвода Курского направления Московской железной дороги. В соответствии с п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, являются ограниченными в обороте.

Представитель Правительства г.Москвы в судебном заседании представил письменный отзыв, против удовлетворения заявленных требований возражал, заявив, что на части спорного земельного участка планируется строительство автомагистрали, в связи с чем данный участок включен в перечень, установленный постановлением Правительства г.Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП.

По заявлению представителя данный земельный участок является муниципальной собственностью.

Представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы доводы представителя Правительства Москвы поддержал.

Представитель ФАУФИ оставил вопрос об удовлетворении заявления на усмотрение суда.

ФГУ "Кадастровая палата", ГУП "НИ и ПИ" Генплан Москвы, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, с учетом указаний суда кассационной инстанции, суд установил следующее.

06.02.2006 ОАО "РЖД" обратилось в ГУ ФРС по г.Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Иловайская, д.5 (кадастровый N 77:04:03010:107).

06.03.2006 государственная регистрация права собственности в связи с наличием причин, препятствующих ее проведению, была приостановлена.

Решением ГУ ФРС по г.Москве от 09.08.2006 N 14/002/2006-182 на основании абз.4 и 10 п.1 ст.20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ОАО "РЖД" в регистрации права собственности отказано.

В обоснование отказа регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, подтверждающих наличие прав у государственного предприятия по материально-техническому обеспечению железнодорожного транспорта "Росжелдорснаб" на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок; в предоставленной копии передаточного акта на имущество и обязательства "Росжелдорснаб" отсутствует кадастровый номер и площадь земельного участка, подлинный экземпляр передаточного акта не представлен. Также регистрирующий орган указал на расположение части земельного участка размером 11493,8 кв.м (учетный кадастровый номер 002) земельного участка с кадастровым номером 77:04:03010:107 на землях общего пользования и расположение части земельного участка (учетный кадастровый номер 001) размером 3227,6 кв.м этого же земельного участка на территории полосы отвода Курского направления Московской железной дороги.

При этом ГУ ФРС по Москве сослалось на установленный Земельным кодексом Российской Федерации запрет приватизации земель общего пользования и ограниченность в обороте земельных участков, предоставленных для нужд организации транспорта.

В соответствии с нормами ст.ст.9, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие или возникновение этих прав.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый план данного земельного участка.

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (п.1 ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации).

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Согласно статьям 13-14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" к одному из основных документов государственного земельного кадастра относится Единый государственный реестр земель, содержащий основные сведения о земельном участке, в том числе категория земель и разрешенное использование земельных участков.

Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (п.3 ст.17 ФЗ "О государственном земельном кадастре").

Требования к оформлению выписки из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка, изготавливаемого для предоставления сведений государственного земельного кадастра в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" от 2 декабря 2000 года N 918, установлены Правилами оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденными Росземкадастром 10 апреля 2001 года.

Кадастровый план земельного участка представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.

При этом каждый раздел кадастрового плана земельного участка имеет свой состав и назначение. Так в разделе В.3 отражаются сведения о частях и обременениях земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что при обращении за государственной регистрацией прав на земельный участок площадью 105212,2 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Иловайская, д.5, с кадастровым номером 77:04:03010:107, ОАО "РЖД" был представлен кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 10 октября 2005 года N Л1/05-0232.

Согласно разделу В.3 указанного кадастрового плана, часть земельного участка площадью 3227,6 кв.м с учетным кадастровым номером 001 является территорией особого режима использования, а именно полосой отвода Курского направления Московской железной дороги. Часть земельного участка с учетным кадастровым номером 002, площадью 11493,8 кв.м расположена на землях общего пользования (в пределах красных линий, ограничивающих территорию улично-дорожной сети - проектируемый проезд N 4108). При этом имеется ссылка на постановление Правительства г.Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП (т.1, л.д.53).

В соответствии с постановлением Правительства г.Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" Правительство Москвы постановило выделить из состава земель города Москвы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. К ним отнесены, в том числе земельные участки, не подлежащие отчуждению из собственности города Москвы (земли общего пользования, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения, объекты оздоровительного назначения, земельные участки, под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации).

В целях дальнейшего повышения эффективности использования земель города Москвы указанным правовым актом Правительство Москвы постановило утвердить Перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат отчуждению.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Совокупный анализ указанных норм позволяет суду прийти к выводу, что постановлением Правительства г.Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП субъект Российской Федерации определил юридический статус спорного земельного участка.

Таким образом указанное в разделе В.3 кадастрового плана ограничение правомерно расценено регистрирующим органом как препятствующее совершению регистрационных действий.

Доводы заявителя, связанные с неправомерным, по его мнению, отнесением части спорного земельного участка к землям общего пользования фактически являются доводами в пользу незаконности принятого Правительством Москвы постановления от 13.07.2004 N 490-ПП и должны рассматриваться в рамках дела о его оспаривании.

Вместе с тем, ни постановление Правительства г.Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП, ни кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:04:03010:107 от 10 октября 2005 года N Л1/05-0232 не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.

Кроме того, в материалах дела отсутствует информация о принадлежности части спорного земельного участка с учетным кадастровым номером 003 как заявителю, так и Российской Федерации, поскольку по сводному передаточному акту указанный участок не передавался. Именно данный участок указан в постановлении Правительства г.Москвы.

Таким образом в данном случае имеет место спор о праве, до разрешения которого регистрация собственности на земельный участок невозможна.

Помимо изложенного заявитель является акционерным обществом, между тем, регистрация права собственности подтверждает переход права собственности на объект в частную собственность, тогда как переход объекта из государственной собственности в частную собственность регулируется специальным законодательством.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что при регистрации права собственности имелись установленные законодательством препятствия для регистрации, в связи с чем регистрирующим органом обоснованно принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.64, 65, 71, 75, 110, 112, 167-170, 176, 200, 201 АПК РФ, суд решил:

В удовлетворении заявления ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным решения ГУ ФРС по г.Москве от 09.08.2006 N 14/002/2006-182 об отказе в регистрации права собственности ОАО "Российские железные дороги" на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Иловайская, дом 5, площадью 105212,2 кв.м (кадастровый номер 77:04:03010:107), проверенного на соответствие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Председательствующий
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка