АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2005 года Дело N А40-55523/05-108-274


[В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ]
(Извлечение)


Резолютивная часть решения объявлена 2 ноября 2005 года.

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2005 года.

Арбитражный суд г.Москвы, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "АвиаСервис" к Инспекции ФНС России N 33 по г.Москве о признании недействительным решения от 27.06.2005 N 16/95, обязании возместить НДС в размере 415894 руб., установил:

ООО "АвиаСервис" обратилось в суд с требованиями признать недействительным решение ИФНС РФ N 33 по г.Москве от 27.06.2005 N 16/95, обязать инспекцию возместить путем зачета НДС в размере 415894 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на следующие обстоятельства.

Инспекцией ФНС России N 33 по г.Москве (далее - Инспекция) проведена камеральная налоговая проверка ООО "АвиаСервис" по вопросам правомерности применения организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налоговой ставки 0 процентов по НДС и возмещении (зачета, возврата) сумм налога на добавленную стоимость уплаченных поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) вывезенных в таможенном режиме экспорта. По результатам проверки Инспекция вынесла решение N 16/95 от 27 июня 2005 года "Об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость" (далее - Решение N 16/95) (л.д.27-30).

Согласно решения N 16/95 заявителю отказано в праве применения налоговой ставки 0% по налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2005 года к налоговой базе в размере 1113426 руб. и отказано в возмещении НДС в январе 2005 года в сумме 415894 рублей.

Заявитель считает, что оспариваемое Решение N 16/95 противоречит нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и является недействительными по следующим основаниям.

Решение N 16/95 вынесено с нарушением срока проведения камеральной проверки, а именно пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ с налоговой декларацией по ставке 0 процентов был предоставлен в Инспекцию 21.02.2005 Оспариваемое решение было вынесено 27.06.2005, т.е. по истечении трех месяцев с момента подачи указанных документов налоговый орган не принял решения об отказе в возмещении, либо о возмещении суммы НДС. В соответствии с п.4 ст.176 НК РФ если по истечении трех месяцев с даты представления декларации по ставке 0% предусмотренной п.6 ст.164 НК РФ и документов, предусмотренных ст.165 НК РФ налоговый орган не вынес решение об отказе в возмещении НДС, то он обязан принять решение о возмещении.

Инспекция указала на то, что представленный пакет документов не соответствует требованиям статьи 165 НК РФ.

Заявитель представил в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0% за январь 2005 года, согласно которой заявлено к возмещению сумма НДС в размере 415894 рублей в том числе:

- сумма НДС в размере 181628 руб. уплаченная при приобретении товаров (работ, услуг), приобретенных для перепродажи на экспорт, экспорт которых документально подтвержден;

- сумма НДС в размере 171162796 руб. ранее уплаченная с авансов и предоплаты засчитываемая в налоговом периоде при реализации товаров (работ, услуг) обоснованность применения налоговой ставки ноль процентов по которым подтверждена, в том числе по товарам, приобретенным для перепродажи на экспорт в страны дальнего зарубежья;

- сумма НДС в размере 63104 руб. ранее уплаченная при приобретении товаров (работ, услуг), приобретенных для перепродажи на экспорт, экспорт которых ранее не был документально подтвержден.

Дата предоставления декларации с полным пакетом документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ - 21 февраля 2005 года.

Для подтверждения применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов заявителем была предоставлена декларация за январь 2005 года и полный пакет документов (копии) предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса РФ в том числе:

- контракт N 047 от 12.07.2004 заключенный между ООО "АвиаСервис" и "Aeroservice" (Latvia, Pviga) на поставку авиатехнической продукции (л.д.50-59). Приложения к контракту N 047 от 12.07.2004,

- N 1 от 12.07.2004 на поставку агрегатов насосных переносных (8Д2.960.000) для "Сумнеко" по адресу ОАЭ, Дубай на условиях СРТ ("Sumneco" по адресу: UAE, Dubai, Jebel АН Free Zone, P.O. BOX 17104.);

- N 1.1. от 19.07.2004 согласно которому оплата по контракту будет произведена фирмой Aeroservice LLC reg. N A-7489, Budapest UT 114/1, Н-2040, Budaorc, Hungary,

- N 2 от 19.07.2004 на поставку агрегатов насосных переносных (8Д2.960.000) в количестве 2 шт. на сумму 12000 долларов США,

- N 3 от 01.10.2004 на поставку агрегатов насосных переносных (8Д2.960.000) в количестве 4 шт. на сумму 26500 долларов США,

Итого согласно указанным дополнительным соглашениям сумма поставки составила 38500 долларов США.

- грузовая таможенная декларация N 10005001/041104/0053938 на общую фактурную стоимость 26500 долларов США (рублевый эквивалент на дату оформления ГТД составил 762699 рублей) с отметкой Шереметьевской таможни "выпуск разрешен" от 05.11.2004 и отметкой Шереметьевской таможни "товар вывезен полностью" от 06.11.2004 оформленную на вывоз агрегатов насосных переносных (8Д2.960.000) в количестве 4 шт. (л.д.62);

- грузовая таможенная декларация N 10005001/230904/0045697 на общую фактурную стоимость 12000 долларов США (рублевый эквивалент на дату оформления ГТД составил 350606 рублей) с отметкой Шереметьевской таможни "выпуск разрешен" от 26.09.2004 и отметкой Шереметьевской таможни "товар вывезен полностью" от 26.09.2004 оформленную на вывоз агрегатов насосных переносных (8Д2.960.000) в количестве 4 шт. (л.д.61);

- международная авиационная грузовая накладная N 257-4455 1953 с отметкой Шереметьевской таможни "выпуск разрешен" от 05.11.2004 и указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ - (UAE, Dubai, Jebel АН Free Zone, P.O. BOX 17104.) (л.д.63-64);

- международная авиационная грузовая накладная N 555-2341 8765 с отметкой Шереметьевской таможни "выпуск разрешен" от 24.09.2004 и указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ - (UAE, Dubai, Jebel АН Free Zone, P.O. BOX 17104.);

- выписку банка по лицевому счету N 407.028.405.381.702.057.82 принадлежащему ООО "АвиаСервис", открытому в филиале N 1569/1628 Краснопресненское ОСБ ОАО Сбербанка РФ за 05.10.2004 на сумму 14000 долларов США (рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ на дату зачисления 29,2159 руб. за 1 доллар США составил 409022,60 рублей) (стр.59);

- мемориальный ордер N 18DO от 05.10.2004 на сумму 14.000 долларов США (рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ на дату зачисления 29,2159 руб. за 1 доллар США составил 409022,60 рублей) согласно которому плательщиком является Aeroservice LLC Budapest UT 114/1 по условиям приложения N 1 к контракту N 047 от 12.07.2004 (л.д.71);

- свифт-сообщение от 05.10.2004 на сумму 14000 долларов США согласно которому плательщиком является Aeroservice LLC Budapest UT 114/1 по условиям приложения N 1 к контракту N 047 от 12.07.2004;

- выписку банка по лицевому счету N 407.028.405.381.702.057.82 принадлежащему ООО "АвиаСервис", открытому в филиале N 1569/1628 Краснопресненское ОСБ ОАО Сбербанка РФ за 20.10.2004 на сумму 12500 долларов США (рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ на дату зачисления 29,1175 руб. за 1 доллар США составил 363968,75 рублей);

- мемориальный ордер N DFEO от 20.10.2004 на сумму 12500 долларов США (рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ на дату зачисления 29,2159 руб. за 1 доллар США составил 363968,75 рублей) согласно которому плательщиком является Aeroservice LLC Budapest UT 114/1 по условиям приложения N 1 к контракту N 047 от 12.07.2004;

- свифт-сообщение от 20.10.2004 на сумму 12500 долларов США согласно которому плательщиком является Aeroservice LLC Budapest UT 114/1 по условиям приложения N 1 к контракту N 047 от 12.07.2004;

- выписку банка по лицевому счету N 407.028.405.381.702.057.82 принадлежащему ООО "Авиасервис", открытому в филиале N 1569/1628 Краснопресненское ОСБ ОАО Сбербанка РФ за 23.07.2004 на сумму 12000 долларов США (рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ на дату зачисления 29,0891 руб. за 1 доллар США составил 349069,20 рублей);

- мемориальный ордер N Е870 от 23.07.2004 на сумму 12000 долларов США (рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ на дату зачисления 29,0891 руб. за 1 доллар США составил 349.069,20 рублей) согласно которому плательщиком является Aeroservice LLC Budapest UT 114/1 по условиям приложения N 1 к контракту N 047 от 12.07.2004 (стр.56);

- свифт-сообщение от 23.07.2004 на сумму 12000 долларов США согласно которому плательщиком является Aeroservice LLC Budapest UT 114/1 по условиям приложения N 1 к контракту N 047 от 12.07.2004 (стр.57).

Инспекция указала, что представленная в пакете документов отсутствует выписки банка, подтверждающие поступление выручки по контракту N 047 от 12.07.2004.

Заявитель не согласен с выводами Инспекции в пункте 1 в описательно мотивировочной части Решения N 16/95, что представленная выписка не соответствует требованиям статьи 165 НК РФ в связи со следующим.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.165 Налогового кодекса РФ доказательством оплаты иностранным покупателем товара, реализованного на экспорт является выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

В соответствии с приложением N 1.1. от 12.07.2004 к контракту N 047 от 12.07.2004 оплата по контракту будет произведена Aeroservice LLC Budapest UT 114/1 в счет взаиморасчетов с ООО "Aeroservice" (Рига, Латвия). Из предоставленных в Инспекцию для проверки мемориальных ордерах (стр.56, 60, 64) и свифт-сообщениях (стр.57, 61, 65) следует, что валютная выручка в размере 38500 долларов США поступила от реализации товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке по контракту N 047 от 12.07.2004, что не является нарушением пп.2 п.1 ст.165 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган незаконно применил к налоговым правоотношениям (в частности по возмещению НДС по экспорту) нормы гражданского законодательства (ст.п.1 ст.313 ГК РФ), хотя в силу прямого указания п.3, ст.2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется.

Отсутствие приложения N 1.1. от 19.07.2004 к контракту N 047 от 12.07.2004 в пакете документов предоставленном заявителем 20.10.2004 в Инспекцию за III квартал 2004 года в Инспекцию не является доказательством того, что оно не существовало на дату предоставления пакета документов за III квартал 2005 года.

Инспекция указала, что Заявителем не представлен контракт с иностранным партнером на поставку определенного товара за пределы таможенной территории РФ. Заявитель не согласен с выводами Инспекции о несоответствии рассматриваемого пакета документов пп.1 п.1 ст.165 НК РФ по следующим основаниям:

В соответствии с пп.1 п.1 ст.165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы предоставляется контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ. В соответствии с пп.3.1. п.3 контракта N 047 от 12.07.2004 установлен базис поставки СРТ (означающий, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения) первоначальным адрес был таможенный склад т/п N 0215 г.Рига, Латвия. Приложением N 1 от 12.07.2004 к указанному контракту адрес поставки был изменен в соответствии с пп.3.1. п.3 контракта на новый адрес поставки UAE,: Dubai, Jebel Ali Free Zone, P.O. BOX 17104 (что не противоречит действующему налоговому законодательству) в то время как базис поставки остался прежним СРТ. Данный факт подтверждает с сведениям указанным в графе 20 ГТД N 10005001/041104/0053938 и ГТД N 10005001/230904/0045697 согласно которой условиями поставки являются - СРТ Дубай страна ОАЭ (понятие условия поставки включают в себя базис поставки в соответствии с Инкотермс и конкретный адрес);

В соответствии с п.1.1. контракта N 047 от 12.07.2004 определено, что продавец продает, а покупатель покупает авиатехническую продукцию по ценам определенным в приложениях к контракту приложение N 1 от 12.07.2004 датировано той же датой что и контракт N 047 от 12.07.2004 и определяет общее количество товара (в размере 10 шт. агрегатов насосных переносных) по контракту N 047 от 12.07.2004 на общую сумму предполагаемых поставок в размере 61000 долларов США (сумма контракта подтверждается паспортом сделки N 04073012/1481/0819/1/0) (стр.49);

Сведения указанные в приложении N 3 от 01.10.2004 к контракту N 047 от 12.07.2004 полностью идентичны сведениям указанным в ГТД N 10005001/041104/0053938, а именно:

графа 31 - грузовые места и описания товаров (агрегаты насосные для гражданского вертолета типа МИ-8, 8Д2.960.000 4 шт.);

графа 42 - фактурная стоимость - 26.500 долларов США;

графа 44 - в которой указа инвойс N 2 от 01.2004 на основании которого был реализован товар инопартнеру.

Сведения указанные в приложении N 2 от 19.07.2004 к контракту N 047 от 12.07.2004 полностью идентичны сведениям указанным в N 10005001/230904/0045697, а именно:

графа 31 - грузовые места и описания товаров (агрегаты насосные для гражданского вертолета типа МИ-8, 8Д2.960.000 2 шт.);

графа 42 - фактурная стоимость - 12000 долларов США;

графа 44 - в которой указа инвойс N 1 от 20.07.2004 на основании, которого был реализован товар инопартнеру.

Таким образом, Инспекция дала не основанную на законе оценку представленным документам в обоснование НДС по ставке ноль процентов и вынесла решение об отказе в применении налоговой ставки ноль процентов и возмещении (зачете, возврате) из бюджета суммы налога на добавленную стоимость за январь 2005 года в сумме 415894 руб.

В Решении N 16/95 Инспекция отказала в праве на вычеты по НДС уплаченному поставщику в сумме 181628 рублей, указав, что у ООО "АвиаСервис" книги покупок и книги продаж сформированы без учета налогового периода с 01.06.2004 по 31.01.2005 В п.3 Решении N 16/95 Инспекция отказала в праве на вычеты по НДС уплаченному поставщику в сумме 181628 рублей, указав, что у ООО "АвиаСервис" книги покупок и книги продаж сформированы без учета налогового периода с 01.06.2004 по 31.01.2005. Суммы продаж ошибочно указаны в графе 8 (продажи освобождаемые от налога) книги продаж за январь 2005 года. В приказах об учетной политике на 2004 год от 01.06.2004 и на 2005 год от 31.12.2004 расшифровка должности Б.П.Проживина звучит как "Директор ООО "НПО "Полипен", тогда как в соответствии с регистрационными документами Б.П.Проживин является директором ООО "Авиасервис". В приказах об учетной политике на 2004 год от 01.06.2004 и на 2005 год от 31.12.2004 не установлена методика ведения раздельного учета затрат, мотивируя свой отказ п.4 ст.170 НК РФ.

Заявитель не согласен с п.3 Решения N 16/95 по следующим основаниям:

В соответствии со ст.88 НК РФ, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе был истребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Инспекция в нарушение данной нормы не сообщила ООО "АвиаСервис" о выявленных технических ошибках, вследствие чего последнее не имело возможности внести изменения до окончания камеральной проверки и предоставить свои пояснения, а также довести до сведения Инспекции возражения по ее доводам.

Заявителем внесены соответствующие изменения книгу покупок и книгу продаж за январь 2005 года. А так же в учетную политику ООО "АвиаСервис" на 2004 год от 01.06.2004 и на 2005 год от 31.12.2004;

В соответствии с порядком внесения исправлений определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Заявитель не согласен с решением Инспекции о том, что на предприятии отсутствует раздельный учет.

Законодатель в проверяемом налоговом периоде ни в одном нормативном документе не описал правила ведения раздельного учета, а также не дал определения что такое раздельный учет, следовательно требование Инспекции о ведении раздельного учета при отсутствии нормативно-правового обоснования является не правомерным, не основанным на законе. Единственный порядок отражения хозяйственных операций установлен Законом РФ N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете", на основании которого бухгалтер вел учет раздельно по каждой операции и отражал это в регистрах бухгалтерского учета, в том числе в карточках счетов 68 "Расчеты с бюджетом по НДС" (стр.134).

По мнению заявителя, такое отражение и является единственным видом законно установленного порядка ведения бухгалтерского учета - раздельным способом по каждой отдельной операции, так как только законом РФ N 129-ФЗ от 21.11.96 установлен порядок отражения в бухгалтерском учете соответствующих операций. Заявителем предоставлены к проверке регистры бухгалтерского учета, в том числе: карточки счетов бухгалтерского учета и др. регистры (книги покупок и книги продаж), из которых следует, что раздельный учет на предприятии велся. Следовательно, ссылка Инспекции на п.3 ст.170 НК РФ не правомерна.

Кроме того, ООО "АвиаСервис" осуществляет свою деятельность только по внешнеэкономическим контрактам, занимается только экспортом товаров и внутренний рынок у организации отсутствует. У организации сумма налога по операциям реализация товаров (работ, услуг) облагаемых по налоговой ставке 0% исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным п.1 ст.166 НК РФ, что подтверждается налоговыми декларациями по НДС находящимися в распоряжении Инспекции. И карточками бухгалтерского учета, в которых начисление суммы налога на добавленную стоимость с полученного аванса отражено с применением счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (стр.136) в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты с бюджетом".

Инспекция отказала в праве на вычеты по НДС в сумме 171162 рублей сделав вывод, что налогоплательщиком не уплатил суммы НДС с авансовых платежей.

Заявитель не согласен с выводами Инспекции в связи со следующим:

По пункту 13 декларации по ставке 0 процентов за январь 2005 года заявлена к возмещению сумма НДС в размере 171162 руб., ранее уплаченная с авансов и предоплаты. Данная сумма НДС начислена с предоплаты, поступившей по контракту N 047 от 12.07.2004, в том числе: 23.07.2004 НДС в размере 53248 руб., 05.10.2004 НДС в размере 62393 руб., 20.10.2004 НДС в размере 55521 руб.