• по
Более 53000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 16 октября 2007 года Дело N Ф03-А51/07-1/3995

     
     
[Заявленное требование о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот, удовлетворено, поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - Д.Е.Паншин, адвокат, по доверенности от 01.11.2004; от ответчика - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 30.03.2007, постановление от 28.06.2007 по делу N А51-12984/2006 3-204 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ...; в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по иску Надеждинского муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства к Администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 2182129,01 руб., установил:

Надеждинское муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 2182129,01 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате коммунальных услуг в 2003-2004 годах в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", законами РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Решением от 30.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств в спорный период на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", законов РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Также заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период, права на льготу у лиц в соответствии с законодательством РФ и необоснованное включение в размер убытков НДС.

Представитель Надеждинского муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства выразил согласие с принятыми по делу судебными актами и просил оставить их без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых решения и постановления, Федеральный арбитражного суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, истец в 2003-2004 годах предоставлял за счет собственных средств льготы по оплате услуг коммунального хозяйства гражданам, имеющим право на скидку по оплате соответствующих услуг на основании федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", законов РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Поскольку в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан у истца образовались некомпенсированные расходы в сумме 2182129,01 руб., последний обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.99 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Постановлениями Правительства РФ от 30.07.98 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Согласно ст.84 Бюджетного кодекса РФ к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относятся расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

Следовательно, возложенные федеральными законами на субъекты Федерации и муниципальные образования государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджеты субъекта Федерации, муниципального образования целевым назначением в соответствии со ст.130 Бюджетного кодекса РФ как отдельный вид расходов бюджета, из которого они передаются и учитываются раздельно по каждому виду расходов.

Судом установлено, что денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "О ветеранах", Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" из федерального бюджета в спорный период выделялись не в полном объеме, полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью. Доказательств их нецелевого использования субъектом или муниципальным образованием Министерством финансов РФ не представлено.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, поэтому суд правомерно на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ возместил понесенные истцом убытки в размере 2182129,01 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 30.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2007 по делу N А51-12984/2006 3-204 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2007 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А51-12984/2006
Ф03-А51/07-1/3995
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 16 октября 2007

Поиск в тексте