ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2007 года Дело N А62-1677/2007


[Изменяя мотивы принятого решения об удовлетворении заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции, суд указал, что у налогового органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, поскольку у налогоплательщика имелась переплата в ФСС, ФФОМС, ТФОМС, а также то, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет из суммы излишне уплаченного налога суммы задолженности по реструктуризации]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от налогоплательщика Юркевича B.C. - первого заместителя генерального директора (дов. от 25.05.2007 N 24/1618 - пост.), Лахтовской Н.М., юрисконсульта (дов. от 25.05.2007 N 24/1627 - пост.), от налогового органа - Калядиной Н.П., заместителя начальника юридического отдела (дов. от 08.06.2007 N М-04-08/31988 - пост.), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Смоленска на решение от 19.06.2007 (судья ...) Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1677/2007, установил:

Открытое акционерное общество "Айсберг" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Смоленска (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.01.2007.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.06.2007 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснение представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам..." (далее - Постановление N 699) Инспекцией МНС России по Ленинскому району г.Смоленска вынесено решение от 09.01.2002 N 5 о реструктуризации кредиторской задолженности Общества в сумме 340828 руб. в государственные социальные внебюджетные фонды сроком на пять лет.

26.01.2007 Инспекцией вынесено решение об отмене решения о реструктуризации кредиторской задолженности в связи с несоблюдением Заявителем погашения задолженности, установленной графиком. Этим же решением возобновлено начисление пени с 01.01.2007.

Основанием для прекращения права налогоплательщика на реструктуризацию послужил вывод налогового органа о нарушении графика погашения задолженности за IV квартал 2006 года.

Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что графики погашения задолженности по страховым взносам не содержат конкретной даты уплаты задолженности по отчетным периодам, в связи с чем задолженность по уплате страховых взносов подлежала погашению в сроки, установленные ст.243 НК РФ, то есть до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, судом учтена имевшаяся у налогоплательщика по состоянию на 01.01.2007 переплата по единому социальному налогу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 утвержден Порядок проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 01.01.2001 задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации (далее - Порядок).

В соответствии с п.5 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699.

Согласно п.6 Порядка в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных абзацем первым п.5 настоящего Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер к взысканию задолженности.

При этом пунктом 4 Порядка предусмотрено, что графики погашения задолженности должны предусматривать осуществление соответствующих платежей равными частями, но не реже 1 раза в квартал.

В соответствии с вышеуказанными нормами, кассационная коллегия полагает, что ежеквартальные платежи, установленные графиками погашения задолженности, должны производиться до окончания соответствующего квартала.

Согласно п.2 решения о реструктуризации от 09.01.2002 N 5 обязательным условием является уплата авансовых платежей по единому социальному налогу и соблюдение графика погашения задолженности во внебюджетные фонды.

Согласно графикам погашения задолженности по страховым взносам платежи подлежали уплате за I квартал 2002  - IV квартал 2006 годов.

Таким образом, платеж за IV квартал 2006 года должен был быть произведен не позднее 31.12.2006, а вывод суда первой инстанции о том, указанный срок не установлен ни графиками погашения задолженности, ни законодательством о налогах и сборах, основан на неправильном толковании норм материального права.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Как установлено судом, задолженность по уплате страховых взносов за IV квартал 2006 года погашена налогоплательщиком 16.01.2007 платежными поручениями N 118 в сумме 3135,3 руб. (в ТФОМС), N 119 в сумме 314,6 руб. (в ФФОМС), N 120 в сумме 949,6 руб. (в ФСС).

В то же время, материалами дела подтверждено, что по состоянию на 01.01.2007 у Общества имелась переплата в ФФОМС по налогу в сумме 116537,86 руб., по пене 195,29 руб., в ТФОМС - переплата по налогу в сумме 252259,41 руб., по пене 588,62 руб., в ФСС - переплата по налогу в сумме 122863,2 руб., по пене 141,57 руб., указанные суммы значительно превышают суммы задолженности, подлежащей уплате в соответствии с графиками, установленными решением о реструктуризации от 09.01.2002 N 5.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В силу п.5 ст.78 НК РФ налоговый орган вправе производить зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Учитывая имевшуюся у налогоплательщика переплату в ФСС, ФФОМС, ТФОМС, а также то, что налоговый... вправе самостоятельно произвести зачет из суммы излишне уплаченного налога суммы задолженности по реструктуризации, у налогового органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.

На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется, однако мотивировочная часть решения подлежит изменению.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Согласно пп.12 п.1 ст.333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 1000 руб.

Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы, а поскольку ему представлялась отсрочка уплаты пошлины, то с него в доход федерального бюджета РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Изменить мотивы принятого решения от 19.06.2007 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1677/2007.

В остальном судебный акт по делу оставить без изменения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Смоленска в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2007.

Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2007.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка