ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2008 года Дело N Ф04-226/2008(674-А27-31)


[Решение суда отменено в части признания недействительными действий Федерального агентства по определению порядка заполнения платежного поручения для арендаторов образовательного учреждения, так как Федеральное агентство не совершало действий в сфере публичных правоотношений, нарушающих законные права и интересы лицея или ООО, в связи с чем заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права в порядке производства по делам, возникающим из административных или иных публичных правоотношений]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон: от Государственного образовательного учреждения Профессиональный лицей N 10 - О.В.Зобова, по доверенности от 20.10.2006; от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области - представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от общества с ограниченной ответственностью "Сибирский проект" - представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, кассационную жалобу Государственного образовательного учреждения Профессиональный лицей N 10 на постановление апелляционной инстанции от 17.09.2007 (судьи: ...) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4302/2007-5 по заявлению Государственного образовательного учреждения Профессиональный лицей N 10 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Сибирский проект", установил:

Государственное образовательное учреждение Профессиональный лицей N 10 (далее - Лицей) обратилось с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области (далее - Федеральное агентство) по определению порядка заполнения платежного поручения для арендаторов Лицея, а также о признании за Лицеем права заключения двусторонних договоров аренды без согласования с Федеральным агентством и без проведения конкурса.

Определением от 20.06.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сибирский проект" (далее - ООО "Сибирский проект").

Решением арбитражного суда от 13.07.2007 требование, заявленное Лицеем, удовлетворено частично. Признаны незаконными действия Федерального агентства по определению порядка заполнения платежного поручения для арендаторов Лицея как не соответствующие статье 33 Федерального закона Российской Федерации от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". Отказано в удовлетворении требования о признании за Лицеем права заключения двусторонних договоров аренды без согласования с Федеральным агентством и без проведения конкурса.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2007 решение суда от 13.07.2007 отменено в части признания недействительными действий Федерального агентства по определению порядка заполнения платежного поручения для арендаторов Государственного образовательного учреждения Профессиональный лицей N 10 как не соответствующих статье 33 Федерального закона Российской Федерации от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2007 год". В отмененной части принят новый судебный акт об отказе Государственному образовательному учреждению Профессиональный лицей N 10 в признании незаконными действий Федерального агентства по определению порядка заполнения платежного поручения для арендаторов Лицея. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Лицей, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, а именно: суд не применил закон, подлежащий применению (статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просит оставить в силе решение суда первой инстанции в части признания недействительными действий Федерального агентства по определению порядка заполнения платежного поручения для арендатора ООО "Сибирский проект", как не соответствующих статье 33 Федерального закона Российской Федерации от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год".

По мнению заявителя жалобы, выбор способа защиты обоснован заявителем, и спор возник в сфере административных отношений, так как Федеральное агентство является органом исполнительной власти, в круг полномочий которого входит контроль за использованием федерального имущества, а также обеспечение поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества; довод суда апелляционной инстанции о том, что требования по перечислению арендной платы направлены не в порядке исполнения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области возложенных на него функций контроля, а с целью осуществления полномочий собственника федерального имущества в отношении переданного в оперативное управление имущества, не мотивирован с точки зрения закона.

В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство, опровергая доводы кассационной жалобы, просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Лицея от ООО "Сибирский проект" не поступил.

В судебном заседании представитель Лицея поддержал доводы кассационной жалобы.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого судебного акта, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя Лицея, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, за Лицеем закреплено на праве оперативного управления отдельно стоящее нежилое здание (учебный корпус), расположенное по адресу: г.Новокузнецк, Центральный район, ул.Циолковского, 45 (свидетельство о государственной регистрации права 42 АВ 365914 от 21.07.2006). Часть нежилых помещений, общей площадью 54,67 кв.м, а с 22.02.2007 - 104,37 кв.м, переданы Лицеем в аренду ООО "Сибирский проект" на основании договора аренды от 01.05.2006.

Письмом от 20.04.2006 Федеральное агентство уведомило ООО "Сибирский проект" о необходимости с 29.04.2006 производить оплату за фактическое пользование государственным имуществом, расположенным по адресу: г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 45 в федеральный бюджет по следующим реквизитам: счет 40101810400000010007, ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области, БИК 043207001, ИНН 4205057012, УФК по Кемеровской области (ТУ Росимущества по Кемеровской области), код 16611105031010800130, КПП 420501001, код ОКАТО 32431000000, оплата в федеральный бюджет за фактическое пользование помещениями.

Федеральное агентство письмом от 16.06.2006 уведомило директора ООО "Сибирский проект" об оплате за период с 29.04.2006 по 31.05.2006 задолженности за фактическое пользование государственным имуществом по указанным в письме от 20.04.2006 реквизитам.

Письмом от 19.01.2007 N 9-6-1/162 Федеральное агентство уведомило ООО "Сибирский проект" о том, что с 01.01.2007 в платежном поручении следует указывать код бюджетной классификации 166 1 11 05031 01 0900 120. Одновременно Федеральное агентство указало на реквизиты для оплаты по договорам аренды: счет N 40101810400000010007 в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области, БИК 043207001, ИНН 4205057012, КПП 420501001, УФК по Кемеровской области (Территориальное управление Росимущества по Кемеровской области), код 16611105031010900120, ОКАТО "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности по договору аренды".

При этом в данных письмах указаны реквизиты для перечисления арендной платы "ИНН получателя", "КПП получателя" Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Код бюджетной классификации указан "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".

Лицей, полагая, что указанные действия Федерального агентства по изменению реквизитов платежного поручения для оплаты по договорам аренды, заключенным Государственным образовательным учреждением Профессиональный лицей N 10 с арендаторами, являются незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, принял законный и обоснованный судебный акт. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанное означает, что оспариваемые действия должны быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также нарушать права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, Лицей обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (глава 24 АПК РФ), регулирующей вопросы производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что действия Федерального агентства по направлению ООО "Сибирский проект" (арендатору ГОУ Профессиональный лицей N 10) писем от 20.04.2006 N 9-6/1217, от 16.06.2006 N 9-6/1911, от 19.01.2007 N 9-6-1/162 ошибочно расценены заявителем в качестве действий, совершаемых Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области в сфере административных или иных публичных правоотношений.

Из содержания указанных писем усматривается, что они содержат требования о перечислении суммы неосновательного обогащения или арендных платежей непосредственно в федеральный бюджет по реквизитам получателя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области и предположение о том, что Лицей не вправе выступать арендодателем нежилых помещений, расположенных в здании по ул.Циолковского, 45.

Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, письма Федерального агентства не содержат властных предписаний по обязательному исполнению требований, содержащихся в них, не являются, по своей форме, обязательными к исполнению тем лицом, которому они адресованы (приняты не в форме распоряжения, или иного ненормативного акта), направлены не в порядке исполнения Территориальным управлением возложенных на него функций контроля, а с целью осуществления полномочий собственника Федерального имущества в отношении переданного в оперативное управление имущества.

Кроме того, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, из указанных писем не следует, что Федеральное агентство определяет (изменяет, устанавливает) иной обязательный порядок заполнения платежных поручений для арендаторов ГОУ Профессиональный лицей N 10.

Указанный порядок заполнения платежных поручений входит в предмет полномочий Министерства финансов Российской Федерации и урегулирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.06.2004 N 57н.

Федеральное агентство, как установил суд апелляционной инстанции, полагая, что арендодателем нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 45 вправе выступать непосредственно Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области, предлагает арендатору ГОУ Профессиональный лицей N 10 перечислять суммы арендных платежей непосредственно по реквизитам Федерального агентства.

Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что заявитель не обосновал, каким образом адресованные непосредственно ООО "Сибирский проект" письма нарушают права и законные интересы Лицея, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что примененный заявителем способ восстановления своих прав в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, является необоснованным, поскольку действия Территориального управления Росимущества по Кемеровской области в данном случае не носят властный характер, направленные в адрес ООО "Сибирский проект" письма не являются ненормативными правовыми актами и не влекут каких-либо правовых последствий для арендатора или арендодателя.

Следовательно, Федеральное агентство не совершало действий в сфере публичных правоотношений, нарушающих законные права и интересы Лицея или ООО "Сибирский проект", в связи с чем заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права в порядке производства по делам, возникающих из административных или иных публичных правоотношений.

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено и пояснено представителем заявителя в судебном заседании, что направление Федеральным агентством писем арендатору о необходимости перечисления сумм арендных платежей по реквизитам Федерального агентства не повлекло фактическое перечисление сумм арендных платежей арендаторами по указанным в письмах реквизитам, не повлекло причинение какого-либо имущественного ущерба заявителю.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 17.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4302/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка