ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2008 года Дело N Ф09-11106/07-С4


[Поскольку Федеральная налоговая служба является органом, уполномоченным представлять в процедурах банкротства требования Федерального агентства по государственным резервам, то определение суда в части отказа во включении в реестр требований кредиторов требования налогового органа задолженности перед Федеральным агентством по государственным резервам подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, а дело в этой части направлено на новое рассмотрение]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Свердловской области (далее - налоговый орган) на определение Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2007 по делу N А60-6176/2007-С11 о признании общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Теплоцентр" (далее - общество) несостоятельным (банкротом).

В судебном заседании принял участие представитель Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу - Юрченко П.И. (доверенность от 21.12.2007 N юр/149).

Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2007 в отношении общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Федотовских М.Е. Требование налогового органа в сумме 148487 руб. 83 коп. включено в реестр требований кредиторов должника.

Налоговый орган 14.09.2007 в соответствии со ст.71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 12561005 руб. 55 коп., из них 481272 руб. 61 коп. - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 273377 руб. 90 коп. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 11806355 руб. 04 коп. - задолженность перед Федеральным агентством по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу.

Определением суда от 18.10.2007 (судья ...) требования налогового органа признаны обоснованными частично: требования налогового органа в сумме 481272 руб. 61 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование включены в состав второй очереди реестра требований кредиторов должника, в сумме 273377 руб. 90 коп. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника, в удовлетворении остальной части требования отказано.

В порядке апелляционного производства определение суда первой инстанции не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит определение суда первой инстанции отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника требований в сумме 11806355 руб. 04 коп. задолженности перед Федеральным агентством по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда о том, что налоговый орган не уполномочен представлять интересы Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу при подаче заявления о признании должника банкротом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства".

Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу представило отзыв, в котором поддерживает доводы кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника, в том числе 11806355 руб. 04 коп. задолженности перед Федеральным агентством по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении данного требования, исходя из того, что из содержания положений ст.ст.2, 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" следует, что налоговый орган не уполномочен представлять интересы Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому округу при подаче заявления о признании должника банкротом.

Названный вывод суда является необоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В данном случае налоговый орган обратился в суд не с заявлением о признании должника банкротом, а с заявлением о включении в соответствии со ст.71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в реестр требований кредиторов должника 11806355 руб. 04 коп. задолженности перед Федеральным агентством по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу, полномочия на подачу которого предоставлены ему постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства".

В соответствии со ст.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" установлено, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства  требований об уплате обязательных платежей и требований  Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

Указанным постановлением утвержден Порядок объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства, в п.п.12, 13 которого установлено, что одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2. В случае если федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2, имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения указанного уведомления представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные п.п.7 и 8 настоящего Положения. После получения документов, предусмотренных п.п.7 и 8 настоящего Положения, уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.

В приложении N 2 "Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым направляется уведомление" указано Федеральное агентство по государственным резервам.

Таким образом, из вышеназванных норм следует, что Федеральная налоговая служба является органом, уполномоченным представлять в процедурах банкротства требования Федерального агентства по государственным резервам.

При таких обстоятельствах определение суда в части отказа во включении в реестр требований кредиторов требования налогового органа в сумме 11806355 руб. 04 коп. задолженности перед Федеральным агентством по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.

Поскольку указанное требование по существу не было рассмотрено судом первой инстанции, дело в названной части следует передать в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

С учетом изложенного при новом рассмотрении требования суду следует исследовать наличие и размер задолженности должника перед Федеральным агентством по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст.287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Определение Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2007 по делу N А60-6176/2007-С11 в части отказа во включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Теплоцентр" задолженности в сумме 11806355 руб. 00 коп. отменить

Дело в названной части передать в Арбитражный суд Свердловской области на новое рассмотрение.

В остальной части определение оставить без изменения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка