ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2008 года Дело N Ф09-11280/07-С6


[Поскольку безвозмездная передача имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ предполагает принятие соответствующего решения уполномоченным на то органом исполнительной власти, суд, исследовав материалы дела и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт принятия собственником в лице муниципального образования решения о передаче принадлежащего ему имущества в собственность субъекта РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о понуждении ответчика передать истцу нежилое помещение]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2007 (резолютивная часть от 21.09.2007) по делу N А76-8457/2007.

В судебном заседании приняли участие представители: Комитета по Управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (далее - комитет) - Богданов С.С. (доверенность от 29.12.2007 N 12518); министерства - Майер Ю.А. (доверенность 09.01.2008 N 1/4); областного государственного унитарного предприятия "Медтехника" (далее - предприятие "Медтехника") - Смакотина Е.А. (доверенность от 19.12.2007).

Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к комитету о понуждении передать Челябинской области нежилое помещение общей площадью 242,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Челябинск, ул.К.Либкнехта, 22, в порядке, предусмотренном п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с признанием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено предприятие "Медтехника".

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2007 (резолютивная часть от 21.09.2007; судья ...) в удовлетворении исковых требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не оспаривалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, министерство просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что в силу положений ст.ст.26.2, 26.3, 26.3.1, 26.5, 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ, ст.50 Федерального закона от 22.08.2003 N 131-ФЗ*, п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ муниципальное образование "Челябинский городской округ" обязано осуществить передачу указанного выше нежилого помещения в собственность Челябинской области. Заявитель полагает, что сохранение названного помещения, подлежащего передаче в собственность Челябинской области, в муниципальной собственности не возможно, поскольку оно не используется для реализации полномочий муниципальными органами и для организации деятельности муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Здесь и далее следует читать: "Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ".- Примечание изготовителя базы данных.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, нежилое помещение площадью 242,9 кв.м, расположенное на первом этаже здания по адресу: г.Челябинск, ул.К.Либкнехта, 22, 27.12.92 на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.92 N 261/5-М включено в реестр муниципальной собственности (выписка из реестра муниципальной собственности г.Челябинска по состоянию на 21.06.2006).

Губернатор Челябинской области в письме от 15.03.2006 N 01/488 обратился к главе Челябинского городского округа с просьбой о вынесении на очередное заседание Челябинской городской Думы вопроса о передаче в областную собственность муниципального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения деятельности работников областных унитарных предприятий и учреждений, в том числе нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул.К.Либкнехта, 22, для предприятия "Медтехника".

Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области в письме от 29.06.2006 N 1/4211, адресованном главе Челябинского городского округа, и министр здравоохранения Челябинской области в письме от 24.01.2007 N 01/493, направленном на имя председателя Челябинской городской Думы, также просили рассмотреть вопрос о передаче помещения, занимаемого предприятием "Медтехника" на праве аренды, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул.К.Либкнехта, 22, в собственность Челябинской области.

Председатель Челябинской городской Думы сопроводительным письмом направил обращение министра здравоохранения Челябинской области заместителю главы города и председателю комитета с просьбой в срок до 12.02.2007 представить заключение и предложение по существу вопроса.

В ответ на данное обращение председателю Челябинской городской Думы было сообщено, что предприятие "Медтехника" создано субъектом Российской Федерации не в целях осуществления полномочий субъекта Российской Федерации; в отношении названного выше помещения имеется вступившее в законную силу решение о выселении предприятия "Медтехника" из него; в настоящее время принято решение о размещении в указанном помещении Управления образования Центрального района г.Челябинска для осуществления полномочий муниципального образования в соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*; помещение, ранее занимаемое на праве аренды, не подлежит передаче в государственную собственность Челябинской области.

Полагая, что муниципальное образование "Челябинский городской округ" обязано передать названное выше нежилое помещение в собственность Челябинской области в силу прямого указания ст.ст.26.2, 26.3, 26.3.1, 26.5, 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ, ст.50 Федерального закона от 22.08.2003 N 131-ФЗ*, п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, сохранение данного помещения в муниципальной собственности невозможно, поскольку оно не используется для реализации полномочий муниципальными органами и для организации деятельности муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно ст.209 Гражданского кодекса Российской федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Пунктом 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.

Названные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом, в котором указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Таким образом, безвозмездная передача имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации предполагает принятие соответствующего решения уполномоченным на то органом исполнительной власти.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт принятия собственником в лице муниципального образования решения о передаче принадлежащего ему имущества в собственность субъекта Российской Федерации, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о понуждении ответчика передать истцу нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Челябинск, ул.К.Либкнехта, 22.

Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями к отмене или изменению судебного акта, при рассмотрении дела судом допущено не было.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению ввиду изложенного выше.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2007 (резолютивная часть от 21.09.2007) по делу N А76-8457/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка