ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2007 года Дело N Ф03-А73/07-1/5190


[Заявленное требование о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот, удовлетворено, поскольку МФ РФ не доказало, что обеспечило субъект федерации финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - И.В.Шемякина, юрист, по доверенности от 10.01.2007 N 17; от ответчика: Министерства финансов Хабаровского края - А.Г.Маслакова, главный специалист юридического отдела, по доверенности от 27.02.2006 N 19-11/522, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Хабаровского края, Министерства финансов Российской Федерации на решение от 01.06.2007, постановление от 20.08.2007 по делу N А73-14541/2006-30 (АИ-1/1260/07-47) Арбитражного суда Хабаровского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ...; в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Райкоммунсбыт" к Комитету социальной защиты населения Администрации вяземского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Вяземского муниципального района, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 1531644,21 руб., установил:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Райкоммунсбыт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения Администрации Вяземского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Вяземского муниципального района о взыскании 1531644,21 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003-2005 годах в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2007 в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края, Вяземский муниципальный район в лице Финансового управления Администрации Вяземского муниципального района.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены МУПП ЖКХ, МУП ЖКХ "Райводоканал", МУП ЖКХ "Теплоэнерго", ВМУП ГЖКХ, МУП ОК и ТС, МУП "Водоканал", ОАО "Керамик", НГЧ, ЖД-2 (Погран 8).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец уменьшил размер исковых требований до 1376957,30 руб.

Решением от 01.06.2007 требования истца удовлетворены путем взыскания в его пользу с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 900032,72 руб. за предоставленные льготы гражданам на основании ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", Указом Президента РФ N 431 от 05.05.92 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". С казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края в пользу МУП ЖКХ "Райкоммунсбыт" взысканы убытки в сумме 476624,62 руб., понесенные в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".

Постановлением апелляционной инстанции от 20.08.2007 решение от 01.06.2007 изменено. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взыскано 634987,82 руб., с Хабаровского края за счет казны в лице Министерства финансов Хабаровского края взыскано 741969,52 руб.

Не согласившись с решением от 01.06.2007 и постановлением апелляционной инстанции от 20.08.2007, Министерство финансов РФ и Министерство финансов Хабаровского края в своих кассационных жалобах просят их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалоб заявители приводят доводы о том, что данные судебные акты приняты с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Представитель Министерства финансов Хабаровского края поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Представитель МУП ЖКХ "Райкоммунсбыт" выразила согласие с принятыми по делу судебными актами и просила оставить их без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции от 20.08.2007, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, во исполнение ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год" между истцом и КСЗН Администрации Вяземского муниципального района заключены договоры на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 1376957,30 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении дела суд правомерно исходил из ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", установивших такие льготы, и обоснованно установил источник их финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Судом также исследованы объемы финансирования Хабаровского края из федерального бюджета в 2002-2005 годах на соответствующие цели и объемы компенсаций местному бюджету и сделан правильный вывод о том, что в спорный период финансирование на реализацию льгот, установленных ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке семей", не осуществлялось, а на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" осуществлялось в недостаточном объеме.

В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также установлен запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Со ссылкой на вышеперечисленные нормативно-правовые акты, при установленных обстоятельствах обеспечения из федерального бюджета полномочий по исполнению федеральных законов, установивших отдельным гражданам льготы, суд правомерно принял решение о возмещении расходов истца, связанных с их предоставлением, за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, поэтому суд апелляционной инстанции правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 634987,82 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края в пользу МУП ЖКХ "Райкоммунсбыт" убытки в сумме 741969,52 руб., понесенные в связи с предоставлением льгот в" соответствии с Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".

Поскольку все расходы, связанные с деятельностью оказывающих соответствующие услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства Вяземского муниципального района, в том числе и предоставление льгот на основании нормативных актов Российской Федерации и Хабаровского края, осуществляло МУП ЖКХ "Райкоммунсбыт" на основании заключенных с этими предприятиями договоров, поэтому доводы о ненадлежащем истце суд правомерно не принял во внимание.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 20.08.2007 по делу N А73-14541/2006-30 (АИ-1/1260/07-47) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2007 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка