ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2007 года Дело N Ф03-А73/07-1/4563


[В удовлетворении заявленного требования о признании недействительным распоряжения ТУ ФАУФИ о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в собственность муниципального образования, отказано, поскольку суд пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение принято в рамках действующего законодательства и не нарушает прав муниципального района]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от администрации Хабаровского муниципального района - Г.Н.Солодянкин, гл. специалист, доверенность от 08.10.2007 N 3-11/1793; от ТУ ФАУФИ по ХК - Е.Н.Пчелинцева, специалист-эксперт, доверенность от 19.11.2007 N юр/515/16811.1-08; Е.Н.Воронкова, специалист-эксперт, доверенность от 19.11.2007 N юр/515/16811.1-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю на постановление от 08.08.2007 по делу N А73-1760/2007-19 (АИ-1/1073/07-45) Арбитражного суда Хабаровского края, дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению администрации Хабаровского муниципального района о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 24.01.2007 N 96, установил:

В судебном заседании 13.11.2007 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 14 час. 30 мин. 20.11.2007.

Администрация Хабаровского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю) от 24.01.2007 N 96 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования Хабаровский муниципальный район Хабаровского края" (далее - распоряжение от 24.01.2007 N 96).

В обоснование недействительности распоряжения от 24.01.2007 N 96 Администрация сослалась на его несоответствие статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации с связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Определением суда от 17.04.2007 к участию в деле привлечены ГУ "Чернореченская КЭЧ" и администрация Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Решением суда от 21.05.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием у ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю полномочий на издание указанного ненормативного правового акта и отсутствием нарушений прав и интересов заявителя в результате его принятия.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.08.2007 решение суда от 21.05.2007 отменено. Пункты 2-6 распоряжения от 24.01.2007 N 96 признаны недействительными.

В кассационной жалобе ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю просит отменить постановление суда от 08.08.2007, оставить в силе решение суда от 21.05.2007.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Указывает на неправильное применение апелляционной инстанцией арбитражного суда норм материального права - Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.

Представитель Администрации выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить постановление апелляционной инстанции от 08.08.2007 без изменения как законное и обоснованное.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив законность постановления апелляционной инстанции от 08.08.2007 с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает его подлежащим отмене в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю издано распоряжение от 24.01.2007 N 96 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования Хабаровский муниципальный район Хабаровского края".

Согласно перечню, являющемуся приложением к распоряжению от 24.01.2007 N 96, передаче в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района предлагаются жилые дома N 1, 4, 6, 8, расположенные в с.Черная речка Хабаровского района.

Администрация, полагая, что спорные жилые дома могут передаваться из федеральной собственности исключительно в собственность поселений, в данном случае в собственность Восточного сельского поселения, на территории которого они находятся, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, первая инстанция арбитражного суда исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Кроме того, согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. При этом согласия органа местного самоуправления на принятие имущества в муниципальную собственность не требуется.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято в рамках действующего законодательства и не нарушает прав Хабаровского муниципального района.

Отменяя решение суда от 21.05.2007 и признавая недействительными пункты 2-6 оспариваемого распоряжения, касающиеся передачи спорного имущества в собственность муниципального образования Хабаровский муниципальный район, апелляционная инстанция арбитражного суда исходила из того, что в соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом (жилищным фондом), находящимся в муниципальной собственности поселения, относятся к вопросам местного значения этого поселения и к компетенции муниципального района не относятся.

Вместе с тем данный вывод арбитражного суда апелляционной инстанции сделан без учета положений пункта 11.1 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которым Закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 касается безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона. Таким образом, его положения не распространяются на имущество, передаваемое из федеральной собственности.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене на основании статьи 288 (ч.ч.1, 2) АПК РФ с оставлением в силе решения арбитражного суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Постановление от 08.08.2007 по делу N А73-1760/2007-19 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, оставить в силе решение от 21.05.2007 по тому же делу.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка