ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 26 ноября 2007 года Дело N Ф04-8181/2007(40418-А75-34)

     

[Удовлетворяя требования о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в неправомерном отказе в проведении возврата переплаты сумм страховых взносов и возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, суд указал, что Федеральная налоговая служба  наделена полномочиями на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 17.08.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа (судья ...) по делу N А75-4625/2007 по заявлению Управления образования администрации Сургутского района к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, установил:

Управление образования администрации Сургутского района (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действия налогового органа, выразившиеся в неправомерном отказе в проведении возврата переплаты сумм страховых взносов, и возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 8850,99 руб.

Решением от 17.08.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и прекратить производство по делу, поскольку Управление не является налогоплательщиком по данным суммам и у него нет основания для требования возврата излишне уплаченных страховых взносов; оно не является надлежащим заявителем по данному делу.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда первой инстанции, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, между Управлением и инспекцией 27.02.2007 проведена сверка, в результате которой установлено, что у муниципальных дошкольных образовательных учреждений детский сад "Золотая рыбка" и "Теремок", муниципальных общеобразовательных учреждений "Белоярская начальная общеобразовательная школа N 4" и "Юганская начальная общеобразовательная школа" образовалась переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 8850,99 руб., из которых сумма 6837,04 руб. - страховые взносы на страховую часть пенсии, сумма 2013,59 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии.

Решениями от 27.02.2007 N 09/1223, от 27.02.2007 N 09/1224, от 27.02.2007 N 09/1225, от 28.02.2007 N 09/1222 налоговый орган отказал в возврате перечисленных денежных средств, поскольку указанные платежи не являются налоговыми.

Не согласившись с решениями налогового органа, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с положениями Закона N 167-ФЗ страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов. Согласно пункту 2 статьи 24 данного Закона сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации для зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей пенсии, установлены Федеральным законом от 07.05.2002 N 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации". В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2002 N 03-07-28/63 органы федерального казначейства осуществляют распределение в бюджет разного уровня бюджетной системы Российской Федерации регулирующих доходов по тем кодам бюджетной классификации, которые указал налогоплательщик.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, полномочиями на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наделена Федеральная налоговая служба.

Исходя из указанных обстоятельств и норм права, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

Довод налогового органа о том, что Управление не является налогоплательщиком по данным суммам, следовательно, не является надлежащим заявителем, был предметом исследования суда и правомерно отклонен, поскольку согласно Уставу учреждение имеет право на договорных началах передавать ведение бухгалтерского учета и проведения финансовых расчетов централизованной бухгалтерии Управления образования администрации Сургутского района.

Согласно Положению о централизованной бухгалтерии управления образования централизованная бухгалтерия обслуживает образовательные учреждения Сургутского района, подведомственные управлению образования на основании договоров; выполняет следующие функции: организация, ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, обязательных и хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с действующим законодательством; представление отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики и иные органы; представляет интересы обслуживаемых учреждений по доверенности в различных организациях; централизованная бухгалтерия находится в тесном взаимодействии с налоговыми органами и внебюджетными фондами по вопросам налогового учета и отчетности.

Налоговым органом не опровергнуты указанные обстоятельства, а ссылка на статью 56 Гражданского кодекса Российской Федерации не подтверждает иные обстоятельства и не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.

Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

Решение от 17.08.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4625/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка