ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 22 ноября 2007 года Дело N Ф04-8098/2007(40355-А81-32)

     

[Удовлетворяя заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении ОАО к административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ, суд указал, что ответчик не доказал отнесение спорных участков к землям лесного фонда, не обосновал необходимость получения специального разрешения на использование этих участков]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., рассмотрев в открытом судебном заседании при участии: от заявителя - Ковальчука П.В., по доверенности N 22/14 от 29.12.2006; от заинтересованного лица - Чеботаревой Ю.П., по доверенности N 66 от 12.11.2007, кассационную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 29.08.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья ...) по делу N А81-3102/2007 по заявлению открытого акционерного общества "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" к Департаменту природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса ЯНАО об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, установил:

Открытое акционерное общество "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее по тексту - ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об оспаривании постановления Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-ненецкого автономного округа (далее по тексту - департамент) от 12.07.2007 N 22-13/26-07 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10000 рублей за самовольное занятие лесных участков и использование этих участков без специального разрешения.

Заявленные требования мотивированы тем, что административный орган при рассмотрении дела не в полной мере установил событие административного правонарушения, не учел обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, что, по мнению заявителя, привело к вынесению незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

Решением от 29.08.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленное обществом требование удовлетворено, по мотиву, что департамент не доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда, поскольку считает, что в действиях общества имеется два состава административных правонарушений: использование лесных участков без специального разрешения и самовольное занятие данных лесных участков; указывает, что место совершения правонарушения установлено и зафиксировано в рапорте и постановлении прокуратуры, которые, по мнению департамента, имеют силу протокола об административном правонарушении.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права, выслушав представителей, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что 18.05.2007 прокурором г.Ноябрьска принято постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стала проведенная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в использовании Обществом лесных участков для строительства объектов для обслуживания Холминского месторождения без специальных разрешений на использование указанных участков.

Постановлением административного органа от 12.07.2007 N 22-13/26-07 ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на заявителя наложен штраф в сумме 10000 руб.

Не согласившись с решением административного органа о привлечении к административной ответственности, ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд кассационной инстанции исходит из установленных судом обстоятельств по делу и следующих норм права.

Согласно части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Следовательно, департамент в соответствии с вышеуказанными нормами права обязан был представить в материалы дела доказательства, подтверждающие правомерность привлечения общества к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Из материалов дела усматривается, что департамент не представил в судебное заседание доказательства о соблюдении норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества, при рассмотрении дела об административном правонарушении, при привлечении общества к административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является существенным нарушением, не позволяющим всесторонне и полно рассмотреть дело.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Так, арбитражным судом установлено, материалами дела подтверждается отсутствие акта проверки и протокола об административном правонарушении, которые зафиксировали бы время, место и событие административного правонарушения, совершенного обществом, в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также позволили бы арбитражному суду проверить соблюдение административным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности.

Доводы кассационной жалобы департамента о том, что место совершения правонарушения установлено и зафиксировано в рапорте (отсутствует в деле) и постановлении прокуратуры, имеющих силу протокола об административном правонарушении, направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов арбитражного суда, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Судом требования норм материального и процессуального права при принятии решения по делу соблюдены.

По изложенным мотивам, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

Решение от 29.08.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3102/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-ненецкого автономного округа - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2007 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка