ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2007 года Дело N А09-3104/07-29


[Нормативными актами Банка России такие документы как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем правовые основания для квалификации административным органом действий общества по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ отсутствуют]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от заявителя - Кузнецова С.И., представителя (адвоката), доверенность от 30.10.2006 без номера; от ТУ ФСФБН в Брянской области - Гнединой Е.М., заместителя начальника отдела, доверенность от 07.11.2007 N 27-08-03/11178, постоянная, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнение к ней ЗАО "Термотрон-завод" на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.07.2007 (судья ...) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 (судьи: ...) по делу N А09-3104/07-29, установил:

Закрытое акционерное общество "Термотрон-завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее - территориальное управление; административный орган) от 07.05.2007 по делу об административном правонарушении N 15-07/28 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 02.07.2007, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, и принять новый судебный акт.

Территориальное управление в отзыве на кассационную жалобу доводы общества отклонило, считая состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым состоявшиеся по делу судебные акты отменить.

Как установлено судом, обществом заключен контракт от 23.06.2006 N 97-М с УП "Белполитехимпэкс", Республика Беларусь, на поставку продукции согласно спецификации на условиях 30-процентной предварительной оплаты с окончательным расчетом в течение 30 банковских дней после поставки.

По данному контракту оформлен паспорт сделки в филиале ОАО Коммерческого банка "Стройкредит" в г.Брянске.

Во исполнение упомянутого контракта общество 01.08.2006 осуществило поставку комплекта оборудования на общую сумму 217513 рублей.

Справку о подтверждающих документах, подтверждающих поставку названного оборудования, ЗАО "Термотрон-завод" представило в уполномоченный банк - 17.10.2006.

В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, и обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Из материалов дела следует, что территориальным управлением было установлено нарушение ЗАО "Термотрон-завод" требований статьи 24 названного выше Закона и пункта 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).

Административным органом в отношении общества составлен протокол от 27.04.2007 и вынесено постановление от 07.05.2007 по делу об административном правонарушении N 15-07/28, которым последнее привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Нарушение, как следует из протокола и оспариваемого постановления, выразилось в несоблюдении установленного срока представления уполномоченному банку справки о подтверждающих документах.

Проверяя по заявлению общества указанное постановление, суд не усмотрел оснований для его отмены и признал правильной квалификацию административным органом действий резидента по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Однако судом не учтено следующее.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Указанный порядок установлен Банком России, Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.

Таким образом, суды неправильно применили нормы материального права, поэтому принятые по делу решение первой и постановление апелляционной инстанций подлежат отмене, а заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2007 N 15-07/28 - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 02.07.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 по делу N А09-3104/07-29 отменить.

Постановление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Территориального управления в Брянской области от 07.05.2007 по делу об административном правонарушении N 15-07/28 признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка