ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2007 года Дело N А09-3102/07-15-20


[Установив, что суды неправильно применили нормы материального права, квалифицировав правонарушение по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, между тем, как нормативными актами Банка России такие документы как справка о подтверждающих документах не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, суд кассационной инстанции отменил состоявшиеся судебные акты и удовлетворил заявление]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от ЗАО "Термотрон-завод" - Кузнецов С.И., адвокат (дов. от 30.10.2006 б/н); от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Термотрон-завод" на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2007 (судья ...) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 (судьи: ...) по делу N А09-3102/07-15-20, установил:

3AО "Термотрон-завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее - Управление) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 07.05.2007 N 15-07/39.

Решением суда от 21.06.2007 в удовлетворении требования заявителя отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель просит вынесенные по делу решение и постановление суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.

Как видно из материалов дела, 06.04.2006 между Обществом (Продавец) и Ресурсно-обеспечивающим унитарным предприятием "Белжелдорснаб" (Покупатель) заключен контракт N 59-0410/165, в соответствии с которым Продавец обязуется осуществить поставку продукции Покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить продукцию производства Общества в количестве, ассортименте и по ценам, согласно спецификации N 1 (приложение к договору) на общую сумму 22154287,00 руб. По данному контракту оформлен паспорт сделки N 06060003/0354/0027/1/0 в Филиале акционерного банка газовой промышленности "Газпромбанк" (ЗАО). Во исполнение вышеназванного контракта согласно Международной товарно-транспортной накладной N 480045 Обществом 09.10.2006 осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ в Республику Беларусь, стоимостью 1444386,00 руб.

Справку о документах, подтверждающих поставку комплекта оборудования на сумму 1444386,00 руб., Общество представило в уполномоченный банк 14.12.2006, что, по мнению Управления, явилось нарушением пункта 2.4 Положения Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение).

По указанному факту 27.04.2007 Управлением в присутствии законного представителя Общества - генерального директора Кондратовича В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, и вынесено постановление от 07.05.2007 N 15-07/39 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.

Полагая, что привлечено к ответственности с нарушением закона, Обществo обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

Между тем, судом не учтено следующее.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-Ф3 различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкции N 117-И) и Положением N 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

Поскольку нормативными актами Банка России такие документы как справка о подтверждающих документах не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий Общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.

Таким образом, суды неправильно применили нормы материального права, поэтому принятые по делу решение первой и постановление апелляционной инстанций подлежат отмене, а заявление Общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления - удовлетворению.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 по делу N А09-3102/07-15-20 отменить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области от 07.05.2007 N 15-07/39 признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка