ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2008 года Дело N А33-9056/2007-Ф02-1641/2008


[Требование о взыскании платы за пользование вагонами суд удовлетворил частично, руководствуясь ст.39 Устава железнодорожного транспорта РФ, при этом истец необоснованно произвел расчет платы за пользование вагонами, учитывая два  акта общей формы, по которым вина ответчика не доказана]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "Российские железные дороги") в лице филиала - Красноярская железная дорога, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу (ОАО) "Енисейская ТГК-13" в лице филиала Красноярская ТЭЦ-1 о взыскании 22 840 руб. 08 коп. - платы за пользование вагонами.

В качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество (ОАО) "В-Сибпромтранс".

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2007 года исковые требования ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога удовлетворены частично в сумме 20 352 руб. 70 коп., с ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" в лице филиала Красноярская ТЭЦ-1 в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога взыскано 20 352 руб. 17 коп. платы за пользование вагонами, а также 814 руб. 08 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись принятыми по делу судебными актами, ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2008 года по делу N А33-9056/2007, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом неверно истолкована статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" просило оставить судебные акты без изменения, как вынесенные законно и обоснованно, доводы кассационной жалобы отклонило ввиду их несостоятельности.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании платы за пользование вагонами за время их нахождения на путях станции в ожидании подачи под выгрузку.

Правовым основанием иска указаны статьи 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец представил копии: договора N 3 от 25.04.2006 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "В-Сибпромтранс", примыкающего к станции Базаиха Красноярской железной дороги, договора N380/880010279 от 30.09.2005 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание, договора N 3/161 от 01.02.2002 о порядке взыскания платы за пользование вагонами, ведомостей подачи и уборки вагонов, актов общей формы о простое вагонов, актов общей формы об отказе представителей ответчика подписать ведомости подачи и уборки вагонов, книги уведомлений о подаче и прибытии грузов, доверенностей на представителей ответчика; расчет суммы иска.

При этом истец указал, что прибывшие в адрес ответчика с 02.12.2006 по 14.12.2006 вагоны простаивали на путях общего пользования в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку в связи с занятостью фронта выгрузки.

Акты общей формы были предъявлены ответчику. Представитель ответчика отказался от их подписания.

Всего сумма платы за пользование вагонами, начисленная истцом за задержку собственных вагонов по ведомостям подачи и уборки вагонов NN 655, 683, 684, 696, 701, 700, 702, 704, 705 составляет 19 356 руб. 00 коп. без учета НДС или 22 840 руб. 08 коп. с учетом НДС.

Плата рассчитана истцом в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК от 19.06.2002 N 35/12 - за собственные вагоны в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10.

Возражая против заявленного требования, ответчик указал на то, что истец неправомерно начислил плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику; акты общей формы, удостоверяющие факт простоя вагонов на путях станции Базаиха, составлены истцом с нарушением действующего законодательства, поскольку для подписания данных актов представители ответчика не приглашались. Истцом не представлены бесспорные доказательства уведомления представителей ответчика о прибытии в его адрес грузов.

Как следует из материалов дела, Между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ОАО "В-Сибпромтранс" (Владелец) заключен договор N 3 от 25.04.2006 (л. д. 34-38, том 1).

В соответствии с пунктом 1 договора N 3 от 25.04.2006 эксплуатация осуществляется принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к 25 пути станции Базаиха Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" через стрелки N 84 (на Бумкомбинат), N 80 (на ТЭЦ-1) и к стрелке N 204 грузового двора станции Базаиха, обслуживаемого локомотивами владельца.

Согласно пункту 7 договора в случае непринятия владельцем вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, вагоны зачисляются на платное пользование владельца на основании акта общей формы с обязательным подписанием его уполномоченными представителями обеих сторон.

Из пункта 17.1 договора следует, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у владельца и его контрагентов в соответствии со статьями 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, если иное не предусмотрено трехсторонним соглашением между перевозчиком, владельцем, контрагентом.

30.09.05 между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Красноярскэнерго" в лице филиала Красноярская ТЭЦ-1 (заказчик) заключен договор N 380/880010279 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание в редакции протокола разногласий и протокола окончательного урегулирования разногласий от 14.11.05 (л. д. 40-44, том. 1).

В соответствии с пунктом 2.4 указанного договора прием грузов к перевозке и выдача груза производится на железнодорожном подъездном пути необщего пользования ОАО "В-Сибпромтранс", примыкающем к станции Базаиха Красноярской железной дороги.

Согласно пункту 3.2.6 договора предусмотрена обязанность заказчика производить своевременное и полное внесение платы за перевозку грузов и иных причитающихся дороге платежей, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, договором и приложением к нему в соответствии с порядком и сроками, установленными в разделе 4 договора.

В соответствии с пунктом 4.5 договора расчет платы за пользование вагонами производится по ставкам, установленным Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).

Согласно пункту 4.6 договора порядок подачи и уборки вагонов, расчета сбора за подачу и уборку вагонов, платы за пользование вагонами, определяется договором на эксплуатацию железнодорожного пути, заключенным между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "В-Сибпромтранс", а так же дополнениями и изменениями к нему.

Между ФГУП "Красноярская железная дорога" и ОАО "Красноярскэнерго", правопреемником которого в настоящее время согласно уставу и разделительному балансу является ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", заключен договор от 01.02.2001 о порядке взыскания платы за пользование вагонами (л. д. 59, том 1).

Согласно пункту 1 договора 01.02.2001 ОАО "Красноярскэнерго" вносит федеральному государственному унитарному предприятию "Красноярская железная дорога" плату за пользование вагонами согласно статье 44 Транспортного устава железнодорожных дорог Российской Федерации.

Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" для Красноярской ТЭЦ-1 открытого акционерного общества "Красноярская генерация" подавались вагоны.

Согласно актам общей формы N 1892/2, 1893/2, 1897/2, 1899/2, 1898/2, 1901/2, 1902/2, 1903/2, 2, 1907/2, 1909/2, 1906/2, 1917/2 задержка подачи вагонов произошла по вине ОАО "Красноярская генерация" из-за занятости фронта выгрузки.

В указанных актах также указано, что акты общей формы N 1892/2, 1893/2, 1897/2, 1899/2, 1898/2, 1901/2, 1902/2, 1903/2, 2, 1907/2, 1909/2, 1906/2, 1917/2 составлены в присутствии приемосдатчика груза и багажа филиала ТЭЦ-1. От подписи приемосдатчик груза и багажа филиала ТЭЦ-1 отказался.

ОАО "Российские железные дороги" составило и предъявило к подписи представителю ответчика ведомости подачи и уборки вагонов N 655, 684, 696, 701, 700, 702, 704, 705 с указанием суммы платы за пользование вагонами, начисленной по актам общей формы N 1892/2, 1893/2, 1897/2, 1899/2, 1898/2, 1901/2, 1902/2, 1903/2, 2, 1907/2, 1909/2, 1906/2, 1917/2, соответственно. Представитель ОАО ответчика ведомости подачи и уборки вагонов N 655, 684, 696, 701, 700, 702, 704, 705 подписал с указанием на несогласие с суммой платы за пользование вагонами.

Согласно представленному расчету открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" на основании актов общей формы начислено ответчику плата за пользование вагонами в размере 22840,08 рублей, из которых 19356 рублей составляет плата за пользование вагонами, 3484,08 рублей составляет сумма НДС. Поскольку ответчик плату за пользование вагонами не уплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что акты общей формы N 1899/2 от 07.12.06, N 1902/2, оформленные по факту простоя вагонов в период с 04 час. 25 мин. 09 декабря 2006 года по 10 час. 15 мин. 09 декабря 2006 года, составлены с нарушениями и не могут являться надлежащим доказательством и подтверждать факт простоя указанных в них вагонов в ожидании приема.

В актах общей формы NN 1892/2, 1893/2, 1897/2, 1898/2, 1901/2, 1903/2, 2, 1907/2, 1909/2, 1906/2, 1917/2 содержатся все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом для составления перевозчиком акта общей формы при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Истцом доказан факт задержки ответчиком на путях станции Базаиха в ожидании подачи из-за занятости фронта выгрузки по вине ответчика вагонов, указанных в актах общей формы: NN 1892/2, 1893/2, 1897/2, 1898/2, 1901/2, 1903/2, 2, 1907/2, 1909/2, 1906/2, 1917/2, то есть за исключением актов общей формы N 1899/2 и N 1902/2.

Всего сумма платы за пользование вагонами, начисленная истцом за задержку собственных вагонов по ведомостям подачи и уборки вагонов NN 655, 683, 684, 696, 701, 700, 702, 704, 705 составляет 19 356 руб. 00 коп. без учета НДС или 22 840 руб. 08 коп. с учетом НДС.

В ведомости подачи и уборки вагонов N 696 начислена плата за пользование 21 вагоном, указанным в акте общей формы N 1899/2, в сумме 703 руб. 50 коп. без учета НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 701 начислена плата за пользование 21 вагоном, указанным в акте общей формы N 1902/22, в сумме 1 404 руб. 90 коп. без учета НДС.

Предъявленная ко взысканию истцом плата рассчитана в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК от 19.06.2002 N 35/12 с учетом коэффициента дифференциации базовых ставок - 1,625 (Приказ ФСТ РФ от 13.12.05 N 615-т/З) за собственные вагоны в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10.

Проверив представленный истцом расчет суммы иска, арбитражный суд пришел к выводу, что истцом обосновано произведен расчет платы за пользование вагонами, указанными в актах общей формы NN 1892/2, 1893/2, 1897/2, 1898/2, 1901/2, 1903/2, 2, 1907/2, 1909/2, 1906/2, 1917/2 (то есть за исключением актов общей формы N 1899/2 и N 1902/2) в ведомостях подачи и уборки вагонов NN 655, 683, 684, 696, 701, 700, 702, 704, 705 в сумме 17 247 руб. 60 коп. без учета НДС или 20 352 руб. 17 коп. с учетом НДС (18%).

С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца о взыскании платы за пользование вагонами подлежит удовлетворению частично в сумме 20 352 руб. 17 коп.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края, Третьего арбитражного апелляционного суда, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Согласно рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 34 постановления N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при разрешении споров следует иметь в виду, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

ОАО "Российские железные дороги" заявлено требование о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами, рассчитанной в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12.

При рассмотрении настоящего дела Арбитражным судом Красноярского края установлено, что стороны пунктом 3.2.6 договора N 380/880010279 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание в редакции протокола разногласий и протокола окончательного урегулирования разногласий от 14.11.05 предусмотрели обязанность заказчика производить своевременное и полное внесение платы за перевозку грузов и иных причитающихся дороге платежей, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, договором и приложением к нему в соответствии с порядком и сроками, установленными в разделе 4 договора.

В соответствии с пунктом 4.5 договора расчет платы за пользование вагонами производится по ставкам, установленным Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).

Согласно пункту 4.6 договора порядок подачи и уборки вагонов, расчета сбора за подачу и уборку вагонов, платы за пользование вагонами, определяется договором на эксплуатацию железнодорожного пути, заключенным между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "В-Сибпромтранс", а так же дополнениями и изменениями к нему.

Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

При этом суд пришел к выводу о том, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими истцу на праве собственности, установлена сторонами.

Доводы подателя жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, апелляционным судом.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, изменению не подлежат, а кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2008 года по делу N А33-9056/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

      Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка