• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2008 года Дело N А33-9682/2007-Ф02-1357/2008


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения ИФНС об отказе в возврате налога на игорный бизнес, поскольку четырехлетний срок действия налоговой льготы для индивидуального предпринимателя начинает исчисляться с 22.08.2000, в 2005 году эта льгота для этого субъекта малого предпринимательства уже не действовала]
(Извлечение)

Индивидуальный предприниматель Ленгер Дмитрий Михайлович (далее- предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска (далее - инспекция) о признании незаконным решения N10867 от 03.04.2007 об отказе в возврате 313 500 рублей налога на игорный бизнес и возврате указанной суммы.

Кроме того, предприниматель просил взыскать с инспекции 30 000 рублей судебных издержек на оплату услуг представителя.

Решением от 25 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены. Решение N10867 от 03.04.2007 об отказе в возврате 313 500 рублей налога на игорный бизнес признано незаконным. В пользу предпринимателя с инспекции взысканы судебные расходы в размере 7000 рублей. В удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных издержек отказано.

Постановлением от 10 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку заявление о регистрации объектов налогообложения было подано предпринимателем после отмены статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", применение к рассматриваемым правоотношениям указанной нормы является неправомерным.

Заявитель также указывает на отсутствие доказательств разумности понесенных расходов на оплату услуг представителя.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель отклонил изложенные в ней доводы, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.

Дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на жалобу.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, предпринимателем 24.01.2003 получена лицензия N 000617 Государственного комитета Российской Федерации по физической физкультуре и спорту на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений сроком действия с 24.01.2003 по 24.01.2008.

Предпринимателем представлены налоговые декларации за период январь-декабрь 2005 года и уплачен налог на игорный бизнес исходя из ставки налога, действовавшей в спорный период в размере 7500 рублей за один игровой автомат по следующим игровым автоматам модели МАИ-02 с заводскими номерами N39077, N39172, N39166, N39097, N39169, N39085, N38207, N39047, N38916.

Предпринимателем 30.11.2006 представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за период январь-декабрь 2005 года, согласно которым налог исчислен исходя из ставки в размере 1500 рублей за один игровой автомат.

В инспекцию 16.03.2007 предпринимателем направлено заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в размере 313 500 рублей по спорным игровым автоматам.

Письмом N10867 от 03.04.2007 налоговая инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в указанной сумме.

Полагая, что отказ налоговой инспекции в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда об удовлетворении заявленных требований кассационная инстанция считает ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права и принятыми без учета всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных судом.

В соответствии частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относятся к субъектам малого предпринимательства.

Согласно пункту 1 статьи 9 указанного Федерального закона, порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.

В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на игорный бизнес установлена Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".

С 01.01.2004 правоотношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налога на игорный бизнес регулировались положениями главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах: за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей.

Согласно статьей 1 Закона Красноярского края от 22.10.2004 N 12-2385 "О внесении изменений в Закон Красноярского края "О ставках налога на игорный бизнес" ставка налога за один игровой автомат установлена в размере пятнадцати минимальных оплат труда (1500) рублей.

С 01.01.2005 статьей 1 Закона Красноярского края от 22.10.2004 N 12-2385 "О внесении изменений в Закон Красноярского края "О ставках налога на игорный бизнес" ставка налога за один игровой автомат установлена в сумме 7500 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.06.2003 N11-П разъяснил, что названная статья направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.

Суд пришел к правильному выводу, что предприниматель в течение четырех лет с момента регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя вправе был применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на момент фактического начала осуществления им предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Красноярского края.

Вместе с тем суды обеих инстанций неверно определили момент, с которого подлежит исчислению четырехлетний период исчисления льготы.

В данном случае исчисление, установленного статьей 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", срока следует начинать не с момента получения разрешения на занятие определенным видом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Имеющимися в материалах дела доказательствами - постановлением администрации Советского административного округа города Омска от 22.08.2000 N 1080, свидетельством о регистрации в качестве предпринимателя N САО - 11651, налоговыми декларациями за 2000 - 2002 годы подтверждается, что Ленгер Д.М. является индивидуальным предпринимателем с 2000 года.

Логика законодателя заключается в том, чтобы поддержать малое предпринимательство в период начала его деятельности, а не при начале каждого нового вида деятельности.

При таких обстоятельствах четырехлетний срок действия налоговой льготы для индивидуального предпринимателя Ленгера Д.М. начинает исчисляться с 22.08.2000 года, в 2005 году эта льгота для этого субъекта малого предпринимательства уже не действовала.

Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, что период применения льготы для предпринимателя подлежит исчислению с момента начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Красноярского края, не соответствует законодательству и обстоятельствам дела, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене.

Учитывая, что все имеющие значения для дела обстоятельства установлены судом первой и апелляционной инстанции, но судами неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с индивидуального предпринимателя подлежат взысканию расходы, понесенные инспекцией по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела кассационной инстанции.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 25 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 10 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу NА33-9682/2007 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ленгера Дмитрия Михайловича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей.

Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

      Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-9682/2007-Ф02-1357/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 18 апреля 2008

Поиск в тексте