• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2008 года Дело N А33-20254/2007-Ф02-1745/2008


[Суд удовлетворил требование о признании незаконным бездействия МИФНС, так как необходимым условием списания 50% пеней в течение первых двух лет и, в дальнейшем, остальной суммы пеней, является уплата текущих платежей, т.е. не имеет значения срок начала погашения пеней, поскольку Порядком проведения реструктуризации просроченной задолженности предусмотрено досрочное списание пеней]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Ермаковскагроавтотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N20 по Красноярскому краю (далее - инспекция) выразившегося в несписании суммы 1 478 274 рубля и обязании инспекции списать задолженность по начисленным пеням в сумме 1 478 274 рубля.

Решением от 6 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 25 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, оставить в силе решение суда.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом не выполнены требования предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N458, поскольку имеется задолженность по уплате текущих платежей.

Заявитель также указывает, что на дату обращения общества в суд с заявлением об обжаловании бездействий инспекции по списанию всей суммы задолженности такое право отсутствовало, так как у общества право на полное списание сумм задолженности по пени должно наступить только 01.10.2007 (2001-2003 первые два года, 2004-2007 последующие 4 года).

В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило изложенные в ней доводы, считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что общество 09.11.2001 обратилось в инспекцию с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов в сумме 1 478 274 рубля.

Решением от 14.11.2001 N 12 обществу предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам, страховым взносам в течение 6-ти лет (при фактическом отсутствии такой задолженности), по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам, в том числе: задолженности по пени в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 478 274 рубля. Начало погашения задолженности по пеням 4 квартал 2007 года.

Обществом, инспекцией и Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ермаковском районе Красноярского края согласован график погашения задолженности, согласно которому началом погашения задолженности по пени считается 4 квартал 2007 года, окончанием - 4 квартал 2011 года.

Налогоплательщик 29.11.2005 обратился в инспекцию с заявлением, в котором просил произвести списание реструктурированной задолженности по пени в сумме 1478274 рубля, в связи с выполнением обществом условий, предусмотренных пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2004 N 458.

Письмом от 03.07.2006 N06-55/4019 инспекция уведомила общество о невозможности списания 1 478 274 рублей задолженности по пени в связи с тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 списание реструктурированных сумм задолженности по пеням и штрафам при отсутствии в графике погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам не предусмотрено.

Налогоплательщик, считая незаконным бездействие инспекции, выразившиеся в несписании суммы задолженности по пеням по решению о реструктуризации от 14.11.2001 N 12 в размере 1 478 274 рублей и обязании инспекции списать указанную сумму задолженности по пеням, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения общества в налоговый орган с заявлением о списании 50 процентов суммы пеней, а также на дату обращения в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании списать задолженность по начисленным пеням в сумме 1 478 274 рублей, срок уплаты реструктурированной задолженности не наступил, и налогоплательщиком не начаты выполняться условия реструктурзации.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования общества, апелляционный суд указал, что необходимым условием списания 50 % пени в течение первых двух лет и, в дальнейшем, остальной суммы пени, в данном случае, с учетом конкретных обстоятельств дела (отсутствие основной задолженности по налогам, сборам и страховым взносам) является уплата текущих платежей. В связи с этим, не имеет правового значения срок начала погашения пени по согласованному графику реструктуризации, поскольку прямым указанием нормы права (пункт 5 Порядка проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий) предусмотрено досрочное списание пени, несмотря на включение их в график реструктуризации для погашения в течение 4 лет после погашения основного долга.

Суд кассационной инстанции полагает, что вывод апелляционного суда соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно статье 130 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", реструктуризация производится путем рассрочки основной суммы долга сроком до шести лет, пеней и штрафов - сроком до 10 лет. При выполнении графика реструктуризации задолженности и уплаты текущих платежей в течение двух лет списывается 50 процентов сумм пеней и штрафов. В случае полного исполнения обязательств по реструктуризации задолженности в течение всего срока списывается полная сумма начисленных по состоянию на 01.01.2001 года пеней и штрафов. Условия и порядок реструктуризации просроченной задолженности предприятий, указанных в данной статье, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщик, оплативший просроченную задолженность после принятия решения о реструктуризации, вправе требовать списания всей суммы задолженности по пени и штрафам.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 "О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов" реструктуризация просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам проводится:

- в части задолженности по начисленным пеням - путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.

Условия и сроки проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, определяется Правительством Российской Федерации - Порядок проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N458.

Пунктом 4 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации ей предоставляется право погашения задолженности по федеральным налогам и сборам и по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов равными долями в течение 6 лет, задолженности по пеням и штрафам - равными долями в течение последующих 4 лет.

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Порядка при погашении одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплате текущих платежей в течение первых 2 лет производится списание 50 процентов суммы пеней и штрафов. В случае полного исполнения обязательств по погашению задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплаты текущих платежей в течение последующих 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458, статья 130 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" не исключают реструктуризацию задолженности по пеням при отсутствии задолженности по налогам.

Иное истолкование названных норм приводит, во-первых, к выводу о том, что реструктуризация задолженности по пеням (без задолженности по налогам, сборам и страховым взносам), не допускается; во-вторых, к положению, в результате которого налогоплательщики, не имеющие основного долга перед бюджетом (по налогам и страховым взносам), оказываются в худшем правовом и экономическом положении, чем налогоплательщики, имеющие такую задолженность.

Необходимым условием списания 50 % пени в течение первых двух лет, и, в дальнейшем, остальной суммы пени, является погашение одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и отсутствие текущей задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.

Поскольку заявителю предоставлено право на реструктуризацию при отсутствии основного долга (по налогам, сборам и страховым взносам), следовательно, при реализации всех остальных условий реструктуризации необходимо исходить из этого же обстоятельства.

Апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что, необходимым условием списания 50 % пени в течение первых двух лет и, в дельнейшем, остальной суммы пени, в данном случае, с учетом конкретных обстоятельств дела (отсутствие основной задолженности по налогам, сборам и страховым взносам) является уплата текущих платежей.

При таких обстоятельствах не имеет правового значения срок начала погашения пени по согласованному графику реструктуризации, поскольку прямым указанием нормы права (пункт 5 Порядка проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий) предусмотрено досрочное списание пени, несмотря на включение их в график реструктуризации для погашения в течение 4 лет после погашения основного долга.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования апелляционным судом, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.

При таких обстоятельствах апелляционный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им надлежащую оценку, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных апелляционным судом обстоятельств и отмены принятого по делу судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Постановление от 25 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу NА33-20254/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

      Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-20254/2007-Ф02-1745/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 30 апреля 2008

Поиск в тексте