ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2008 года Дело N А58-1519/2007-04АП-434/2007-Ф02-1938/2008


[Суд удовлетворил заявление о возврате неправильно уплаченной суммы страховых взносов в ПФ РФ, поскольку в силу п.п.7 и 9 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика]
(Извлечение)

Индивидуальный предприниматель Громов Владимир Петрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленскому улусу Республики Саха (Якутия) (далее - налоговая инспекция) о возврате неправильно уплаченной суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в накопительную часть фиксированного платежа в сумме 14 755 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2007 года требования предпринимателя удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2007 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежат зачету или возврату в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 67466, N 67465 от 30.04.2008), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к следующему выводу.

Как установлено арбитражным судом, 28 февраля 2007 года предприниматель обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате ошибочно уплаченной суммы в размере 14 755 рублей в Пенсионный фонд Российской Федерации, направленной на накопительную часть трудовой пенсии.

Факт переплаты предпринимателем взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по накопительной части взносов подтверждается реестром учета платежей, выданным Ленским отделением Пенсионного фонда Российской Федерации.

Письмом от 05.03.2007 N 02/1117 налоговая инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченных страховых взносов, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для проведения налоговой инспекцией зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Полагая, что данный отказ налоговой инспекции необоснован, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении требований предпринимателя, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) исходил из того, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежат зачету или возврату в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Предприниматель родился 25 сентября 1944 года и не является плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа, в части направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, исходил из того, что поскольку налогоплательщик не представил доказательств уплаты недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, плательщиком которого он является, то суд первой инстанции не имел законных оснований налагать обязанность на налоговую инспекцию возвратить заявителю требуемую сумму.

Вывод суда апелляционной инстанции в части возникновения у предпринимателя недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности основан на отсутствии каких-либо имеющихся в материалах дела доказательств. Предметом иска является требование об обязании возвратить излишне уплаченные 14 755 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговая инспекция ни в ходе судебного заседания, ни в апелляционной жалобе не указывала на наличие у предпринимателя недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, мотивируя свой отказ лишь отсутствием правовых основании для проведения налоговым органом возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 вышеназванного Закона, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Таким образом, довод налоговой инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен арбитражным судом.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по возврату предпринимателю страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

На основании изложенного постановление от 5 декабря 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, постановил:

Постановление от 5 декабря 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А58-1519/2007 04АП-4341/2007 отменить.

Решение от 15 августа 2007 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по данному делу оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

      Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка