ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2005 года Дело N А58-3656/04-Ф02-3025/05-С2


[Поскольку обязательство по возврату суммы займа не было исполнено надлежащим образом, то арбитражный суд правомерно признал исковые требования о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащими удовлетворению]
(Извлечение)

Государственное унитарное финансово-кредитное предприятие (ГУФКП) "Республиканское агентство по управлению денежно-кредитными ресурсами завоза грузов при Правительстве Республики Саха (Якутия)" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к муниципальному образованию (МО) "Ленский район" и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 3622516 рублей 97 копеек, составляющих: 2036361 рубль 25 копеек - сумма долга по договору целевого займа N 12тк от 30.07.2001, 1586155 рублей 72 копейки - проценты за пользование кредитом за период с 07.08.2002 по 06.08.2004 в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2005 года исковые требования удовлетворены в сумме 2196924 рублей 23 копеек, составляющих: 1696924 рубля 23 копейки - долг по договору займа, 500000 рублей - неустойка за счет муниципального образования "Ленский район". В остальной части иска и в иске к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) отказано.

Не согласившись с принятым Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3656/04 решением, муниципальное образование "Ленский район" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, прекратить производство по делу.

Заявитель указывает, что 28 марта 2005 года между муниципальным образованием "Ленский район" и ГУФКП "Республиканское агентство по управлению денежно-кредитными ресурсами завоза грузов при Правительстве Республики Саха (Якутия)" заключено соглашение о реструктуризации задолженности муниципального образования "Ленский район".

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав, что Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) правомерно признал правопреемство между администрацией Ленского улуса и муниципальным образованием "Ленский район".

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.

Согласно исковому заявлению, предметом иска является требование о взыскании суммы долга в размере 2036361 рубля 25 копеек и процентов в сумме 1586155 рублей 72 копеек.

Основанием иска указано неисполнение администрацией Ленского улуса обязательств по возврату целевого займа по договору N 12тк от 30.07.2001.

В обоснование права требования истец представил копии: договора целевого займа N 12тк от 30.07.2001 с графиком платежей и гарантийным письмом, акта сверки расчетов, справок задолженности по кредитам от 01.08.2001, 01.09.2001, 01.11.2001, 01.02.2002, 01.03.2002, 01.04.2002, 01.06.2006; распоряжения от 13.10.2000 N 1491-р; постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 230 от 30.05.97, расчет суммы иска.

При этом ГУФПК "Республиканское агентство по управлению денежно-кредитными ресурсами завоза грузов при Правительстве Республики Саха (Якутия)" указало, что во исполнение условий договора целевого займа предоставило администрации Ленского улуса товарный кредит продукцией производственно-технического назначения на сумму 5428461 рубль 25 копеек. В установленный договором срок заем был погашен частично на сумму 3392100 рублей. Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что при несвоевременном возврате займа администрация уплачивает неустойку в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа.

Учитывая, что администрация Ленского улуса была упразднена, истец, считая, что обязанными по договору целевого займа является вновь созданное муниципальное образование "Ленский район" и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), ГУФПК "Республиканское агентство по управлению денежно-кредитными ресурсами завоза грузов при Правительстве Республики Саха (Якутия)", обратился с иском в арбитражный суд о взыскании с них оставшейся суммы займа и неустойки.

Муниципальное образование "Ленский район" в отзыве на иск указало, что не состояло в договорных отношениях с истцом и не является правопреемником администрации Ленского улуса.

Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) указало, что в соответствии с соглашением от 16 марта 2004 года задолженность администрации Ленского улуса перешла к муниципальному образованию "Ленский район", в связи с чем последнее является надлежащим ответчиком по делу.

Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в обоснование требований и возражений доказательства, суд первой инстанции признал муниципальное образование "Ленский район" правопреемником бывшей администрации Ленского улуса.

Суд первой инстанции квалифицировал спорные правоотношения сторон как отношения, обусловленные договором займа.

При разрешении спора арбитражный суд, учитывая условие договора о возврате предмета займа денежными средствами и условие об ответственности заемщика за несвоевременный возврат займа, а также погашение ответчиком по договору N 12тк суммы 339437 рублей 02 копейки (что подтверждено платежными документами), пришел к выводу о правомерности исковых требований к муниципальному образованию "Ленский район".

Учитывая несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, уменьшил подлежащую взысканию неустойку до 500000 рублей.

Отказывая в иске к Министерству финансов Российской Федерации, суд исходил из недоказанности наличия вреда, причиненного его действиями.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) об удовлетворении исковых требований за счет муниципального образования "Ленский район" правомерными.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 16 от 16 января 2003 года "Об образовании в улусах (районах) и городе Якутске Республики Саха (Якутия) специальных ликвидационных комиссий" (с учетом дополнений и изменений от 30 января 2003 года), изданным во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 682 от 08.01.2003 "Об организационных мерах по обеспечению перехода к осуществлению местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)", в связи с прекращением деятельности местных органов государственной власти в улусах (районах) и городе Якутске прекращены полномочия местных исполнительных органов государственной власти (упразднены).

Министерству финансов Республики Саха (Якутия) поручено заключить с органами местного самоуправления соглашение о преемственности долговых и иных обязательств упраздняемых местных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), принимая во внимание соглашение N 38-ОТБ от 16.03.2004 между Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и муниципальным образованием "Ленский район" на 2004 год, которым предусмотрено, что муниципальное образование принимает на себя в полном объеме кредиторскую и дебиторскую задолженность администрации улуса, правомерно признал муниципальное образование "Ленский район" обязанным лицом по возврату займа по договору N 12тк от 30.07.2001.

В силу требования статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Поскольку обязательство по возврату целевого займа не было исполнено надлежащим образом, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) правомерно признал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что решение подлежит отмене в связи с заключением соглашения от 28 марта 2005 года между муниципальным образованием "Ленский район" и ГУФПК "Республиканское агентство по управлению денежно-кредитными ресурсами завоза грузов при Правительстве Республики Саха (Якутия)" о реструктуризации задолженности муниципального образования "Ленский район", не принимается.

Заключение сторонами указанного соглашения не влияет на законность принятого решения.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2005 года по делу N А58-3656/04 принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2005 года по делу N А58-3656/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка