• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2005 года Дело N Ф08-2972/2005


[Поскольку суд, сделав вывод об обоснованности увеличения тарифа по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО, не проверил обоснованность увеличения тарифа на 20,8 коп./кВт/ч, между тем Правительство РФ в постановлении от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики" установило принципы осуществления тарифного регулирования, в том числе обеспечение равных условий работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии и поэтапный отказ от перекрестного субсидирования тарифов на все виды услуг, решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьсервис С", представителей от заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Ростовской области, представителя от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Ростовэнерго", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьсервис С" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2005 по делу N А53-227/2005-С5-28, установил следующее.

ООО "Транснефтьсервис С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействующим решения Региональной энергетической комиссии Ростовской области от 23.11.2004 N 12/5 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "Ростовэнерго" как принятое в нарушение Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) и Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила).

Заявление мотивировано тем, что уполномоченные органы нарушили порядок принятия решения, установленный Федеральным законом N 41-ФЗ и Правилами, поскольку тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Региональная энергетическая комиссия Ростовской области включила необоснованно в тарифы перекрестное субсидирование.

По ходатайству общества третьим лицом без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОАО "Ростовэнерго" (т.2, л.д.5).

Согласно постановлению администрации Ростовской области от 26.11.2004 N 464 "О структурных преобразованиях в областных органах исполнительной власти" Региональная энергетическая комиссия Ростовской области переименована в Региональную службу по тарифам Ростовской области (далее - Региональная служба; т.2, л.д.24).

Решением от 25.04.2005 в удовлетворении заявления отказано (т.6, л.д.53). Судебный акт мотивирован следующим. Региональная служба приняла решение от 23.11.2004 N 12/5 в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ и Правилами. Доводы заявителя о необоснованности принятия решения от 23.11.2004 N 12/5 суд отклонил, указав, что оно принято в связи с отменой Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, переименованной в Федеральную службу по тарифам (далее - Федеральная служба), ранее принятого решения по тарифам. Суд не признал доводы заявителя о неправильности применения перекрестного субсидирования, поскольку оно допускается действующим законодательством: Федеральным законом N 41-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444, 11.06.2001 N 526* и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 N 1163-р. Учитывая, что заявитель вправе при последующем регулировании тарифов учесть дополнительные расходы, суд признал доводы заявителя о возникновении убытков в связи с принятием Региональной службой решения от 23.11.2004 N 12/5 безосновательными.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "11.07.2001 N 526".- Примечание изготовителя базы данных.

В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить, принять решение о признании нормативного акта недействующим. По мнению заявителя, суд нарушил статью 2 Федерального закона N 41-ФЗ и статью 6 Правил, согласно которым срок действия тарифов устанавливается с начала очередного года и не может быть менее чем год. Вывод суда о том, что действующее законодательство не содержит запрета перекрестного субсидирования, противоречит положениям федеральных законов N 41-ФЗ и от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) и Правилам. В силу пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), тарифы на услуги определяются путем деления необходимой валовой выручки организаций, оказывающих услуги, на суммарную присоединенную мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой. Согласно представленным материалам экономически обоснованный тариф на высоком напряжении составляет 9,6 коп. кВт/ч. Увеличение тарифа на 20,8 коп. кВт/ч за счет перекрестного субсидирования неправомерно.

В отзыве на кассационную жалобу Региональная служба и ОАО "Ростовэнерго" просят оставить решение без изменения, указывая на то, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Представители сторон поддержали доводы жалобы и возражения на нее.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение Арбитражного суда Ростовской области надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением Федеральной службы от 04.12.2002 N 89-э/4 общество с 16.12.2002 включено в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка энергетической энергии (т.1, л.д.30). Для данных организаций размер платы за услуги устанавливается Федеральной службой.

Постановлением администрации Ростовской области (далее - администрация) от 09.11.99 N 425 "Об образовании региональной энергетической комиссии" образован областной орган исполнительной власти государственного регулирования тарифов (т.2, л.д.20, 25).

Согласно договору на оказание услуг по передаче электрической энергии от 27.06.2003 N 3348/03 ОАО "Ростовэнерго" обязалось через присоединенную сеть передавать электрическую энергию от точек приема до точек передач по цене, установленной Федеральной и Региональной службами (т.1, л.д.64).

Постановлением Федеральной службы от 03.03.2004 N 17-э/16 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ростовской области" утверждены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 360,82 руб. мВт/ч, в т.ч. для ОАО "Ростовэнерго" (т.1, л.д.102).

Решением Региональной службы от 26.03.2004 N 3/1 установлен тариф на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям ОАО "Ростовэнерго". Приказом Федеральной службы от 01.10.2004 N 105-к решение отменено (т.2, л.д.28, 32).

В соответствии с приказом при дифференциации тарифов Региональная служба должна руководствоваться Основами ценообразования и Правилами. При утверждении тарифов недопустимо установление льготных тарифов одним потребителям по сравнению с другими, за исключением тех потребителей, в отношении которых законодательно установлено право на льготы. Региональной службе рекомендовано в 2-недельный срок принять новое решение об установлении тарифов на передачу электроэнергии по сетям ОАО "Ростовэнерго".

23 ноября 2004 года Региональная служба приняла решение N 12/5 "Об установлении тарифов по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "Ростовэнерго". С 01.12.2004 введены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "Ростовэнерго" для высокого напряжения (110-220 кВт) - 304 руб. мВт/ч. Этот правовой акт распространяется на субъекты оптового рынка электрической энергии и независимых поставщиков электрической энергии с оптового рынка для потребителей Ростовской области. Решение опубликовано в газете "Наше время" от 08.12.2004 N 305-306 (т.2, л.д.3, 30).

Согласно Федеральному закону N 35-ФЗ в электроэнергетике применяются установленные законодательно методы государственного регулирования, в том числе государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами. Следовательно, для обеспечения единых методов в формировании цены при отмене решения по тарифам на услуги по подаче энергии с учетом рекомендации Федеральной службы Региональная служба вправе принимать решение об установлении тарифов. В связи с изложенным довод жалобы об отсутствии у Региональной службы права принимать решение кассационная инстанция отклоняет.

В соответствии со статьями 191 и 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 7.1 Федерального закона N 41-ФЗ заявитель вправе обратиться с заявлением об оспаривании решения Региональной службы, если оно затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что интересы заявителя не нарушаются, поскольку он вправе учесть при последующем регулировании тарифов дополнительные расходы, понесенные в результате их повышения. До фактического возмещения расходов заявителя вывод суда об отсутствии нарушений его прав и законных интересов преждевременен. Кроме того, порядок возмещения расходов - субъективное право заявителя, которое он вправе самостоятельно реализовать в рамках действующего законодательства.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" и от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики" предусмотрена возможность применения перекрестного субсидирования. С учетом изложенного вывод суда о том, что действующее законодательство не исключает применение перекрестного субсидирования при установлении тарифов, правильный.

Суд первой инстанции сделал вывод об обоснованности увеличения тарифа по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "Ростовэнерго", не проверив обоснованность увеличения тарифа на 20,8 коп. кВт/ч.

Выяснение указанного обстоятельства имеет существенное значение, поскольку Правительство Российской Федерации в постановлении от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики" установило принципы осуществления тарифного регулирования, в том числе обеспечение равных условий работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии и поэтапный отказ от перекрестного субсидирования тарифов на все виды услуг. Региональная служба увеличила тариф на услуги по передаче электрической энергии с 9,6 коп. кВт/ч до 30,4 коп. кВт/ч. Суду при новом рассмотрении надлежит выяснить обоснованность такого увеличения.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой инстанции о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В силу части 2 статьи 287 Кодекса кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ростовской области следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2005 по делу N А53-227/2005-С5-28 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-2972/2005
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 02 августа 2005

Поиск в тексте