ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2005 года Дело N А09-1127/05-22


[Решение МИМНС о доначислении ЕСН признано недействительным, поскольку налогоплательщик правомерно при определении подлежащего уплате в федеральный бюджет размера авансовых платежей по ЕСН применил налоговые вычеты на суммы исчисленных за соответствующие отчетные периоды страховых взносов и авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от заявителя - Л.Л.И., представителя, доверенность от 12.01.2005 N 03; от налоговой инспекции - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.03.2005 по делу N А09-1127/05-22, установил:

ООО "БЛС" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 15 по Брянской области (реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 6 по Брянской области) N 3229 (без даты).

Решением суда от 15.03.2005 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда отмене не подлежит.

Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 15 по Брянской области принято решение N 3229, которым ООО "БЛС" предложено уплатить 1209640 руб. налога за 9 месяцев 2004 года, в связи с применением сумм вычета за указанный период, превышающих сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оснований для доначисления налога не имелось.

В соответствии с абз.2 пп.1 п.1 ст.235 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "БЛС" как организация является налогоплательщиком единого социального налога.

Объектом обложения единым социальным налогом для организаций, в силу п.1 ст.236 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), и по авторским договорам.

Согласно ст.243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

На основании п.1 ст.53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Применительно к единому социальному налогу налоговой базой для налогоплательщиков-организаций в соответствии с п.1 ст.237 НК РФ является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236 НК РФ, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.

В соответствии с п.2 ст.237 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода нарастающим итогом.

В силу п.2 ст.241 НК РФ увеличение налоговой базы по единому социальному налогу, происходящее вследствие начисления вознаграждения физическим лицам, влечет изменение налоговых ставок, подлежащих применению, что в свою очередь влияет на размер суммы, уплачиваемой в качестве налога.

Таким образом, достоверно определить размер суммы, которая впоследствии должна быть уплачена в качестве налога в силу наличия у налогоплательщика в соответствующем отчетном периоде объекта налогообложения, возможно только по итогам налогового периода, а до указанного момента - исключительно в случае утраты налогоплательщиком права на применение регрессивной шкалы налогообложения. Следовательно, исчисление авансовых платежей по единому социальному налогу носит расчетный характер и не совпадает с налоговой базой, определяемой по результатам налогового периода.

В соответствии с абз.2 п.2 ст.243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Таким образом, федеральным законодателем не определено в качестве обязательного для применения налогового вычета условия об уплате налогоплательщиком страховых взносов либо авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование в соответствующие налоговый либо отчетный периоды.

Материалами дела подтверждается, что Обществом при определении подлежащего уплате в федеральный бюджет размера авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2004 года применены налоговые вычеты на суммы исчисленных за соответствующие отчетные периоды страховых взносов и авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование. Правильность определения налогоплательщиком размера подлежащих уплате страховых взносов и авансовых платежей за указанные периоды в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Инспекцией не оспаривается.

Таким образом, учитывая положения абз.2 п.2 ст.243 НК РФ, применение налогового вычета по единому социальному налогу связанно именно с начислением страховых взносов, а не с их фактической уплатой, в связи с чем, у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу единого социального налога и соответствующей суммы пени за 9 месяцев 2004 года.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.03.2005 по делу N А09-1127/05-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка