ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2006 года Дело N Ф03-А51/06-2/4679


[Требование МИФНС о взыскании с КГУП недоимки по ЕСН удовлетворено частично, поскольку суд исходил из того, что за неуплату (несвоевременную уплату) ежемесячных авансовых платежей по ЕСН пени не могут быть начислены, так как отчетным периодом по этому налогу календарный месяц не является]
(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2006 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Приморскому краю на решение от 21.08.2006 по делу N А51-12775/05-37-393 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Приморскому краю к краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" о взыскании 2188879,32 руб., установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго", предприятие) 2188879,32 рубля, составляющих недоимку по единому социальному налогу и пени.

До рассмотрения дела по существу, инспекцией в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сумма, подлежащая взысканию, уменьшена до 211547,32 руб.

Решением от 21.08.2006 заявленные требования удовлетворены частично, с КГУП "Примтеплоэнерго" в доход бюджета взыскана недоимка по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2004 год в сумме 118214 рублей, в остальной части требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действующее законодательство не предусматривает начисление пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по ЕСН, поэтому начисление указанной пени нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем действия налоговых органов, выразившиеся в ее начислении, являются незаконными.

В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.

Не согласившись с решением, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение судом статьи 243 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), предусматривающей исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН в течение отчетного периода.

Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, выслушав мнение представителей сторон, участвующих в заседании суда, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы не установил.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год, представленной КГУП "Примтеплоэнерго" 28.03.2004, в ходе которой обнаружилось, что налогоплательщик обязанность по своевременному перечислению в бюджет ЕСН за 2004 год не исполнил, что привело к образованию недоимки по данному налогу.

07.04.2005 налоговый орган в адрес предприятия направил требование N 45291 об уплате в добровольном порядке со сроком исполнения до 17.04.2005 недоимки по ЕСН за 2004 год в сумме 2095546 рублей и пени в сумме 93333,32 руб.

Неисполнение предприятием указанного требования послужило основанием для вынесения решения N 2905 от 20.04.2005 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах банка и выставления инкассовых поручений.

Однако ОАО АК банк "Приморье", в котором был открыт расчетный счет предприятия, информировал налоговый орган о том, что движение денежных средств по счету КГУП "Примтеплоэнерго" со дня открытия не осуществлялось.

Установив, что взыскание задолженности по ЕСН и пени в безакцептном порядке невозможно, налоговый орган обратился в арбитражный суд за ее взысканием.

Суд, руководствуясь статьями 75, 243 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 20 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что налоговое законодательство не предусматривает начисление пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, в связи с чем отказал заявителю в удовлетворении требования о взыскании пени в сумме 93333,32 руб.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

В соответствии с положениями статей 52-55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 Кодекса).

Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 Кодекса).

Согласно статье 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах, исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период, налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Из указанных норм следует, что за неуплату (несвоевременную уплату) ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени не могут быть начислены, поскольку отчетным периодом по этому налогу календарный месяц не является.

В пункте 20 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.

При таких обстоятельствах налоговый орган неправомерно исчислил предприятию пени по ежемесячным авансовым платежам по ЕСН.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, во внимание суда кассационной инстанции не принимаются, так как согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" по вопросам своего ведения Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

На основании изложенного у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены вынесенного судебного акта.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 21.08.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12775/05-37-393 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка