ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2008 года Дело N А74-329/2008-Ф02-4553/2008


[В удовлетворении требования о взыскании недоимки по ЕСН, пеней за несвоевременную уплату указанного налога отказано, поскольку у учреждения имелась переплата, которую налоговая инспекция должна была зачесть в счет задолженности по единому социальному налогу]
(Извлечение)

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Абазинская детская музыкальная школа" (далее - учреждение) о взыскании 5 341 рублей 54 копеек, в том числе: 5 237 рублей 54 копеек недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, за 2 квартал 2007 года и 104 рублей пени за несвоевременную уплату указанного налога.

Решением суда от 30 апреля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 9 июля 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неверно истолковали и применили положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из кассационной жалобы следует, что у налоговой инспекции не имелось правовых оснований для зачета переплаты в счет предстоящих платежей без наличия соответствующего заявления налогоплательщика и, кроме того, налоговой инспекцией произведен зачет данной переплаты в счет имеющейся недоимки за 2006 год.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления NN69304, 69305 от 21.08.2008), однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судебными инстанциями норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия и Третьим арбитражным апелляционным судом, 20.07.2007 учреждением в налоговую инспекцию представлен расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за полугодие 2007 года, согласно которому сумма авансовых платежей по налогу к уплате составила 128 586 рублей, из них: в Федеральный бюджет - 65 576 рублей, в ФСС - 29 128 рублей, в ФФОМС - 12 022 рубля, в ТФОМС - 21 860 рублей.

03.03.2008 учреждением представлен уточненный расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за полугодие 2007 года, из которого следует, что сумма авансовых платежей по налогу к уплате составила 110 981 рубль, из них: в Федеральный бюджет - 65 575 рублей, в ФСС - 11 524 рубля, в ФФОМС - 12 022 рубля, в ТФОМС - 21 860 рублей.

Требованием N 16878 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.08.2007 налоговой инспекцией предложено учреждению в добровольном порядке произвести уплату единого социального налога и пени в срок до 06.09.2007.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа исполнено налогоплательщиком частично. Задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, за 2 квартал 2007 года составила 5 237 рублей 54 копейки и 104 рубля пени за несвоевременную уплату налога за период с 16.06.2007 по 16.08.2007.

Налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с требованием о взыскании с учреждения задолженности по единому социальному налогу и пени в сумме 5 341 рублей 54 копеек.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у учреждения за 1 квартал 2007 года имелась переплата, которую налоговая инспекция должна была зачесть в счет задолженности по единому социальному налогу за 2 квартал 2007 года. По аналогичным основаниям суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, указав при этом, что налоговой инспекцией не представлены доказательства произведенного ею зачета спорной суммы переплаты в счет недоимки по налогу за 2006 год.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.

Согласно статьям 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов и пеней.

Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 указанной статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В силу пункта 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила данной статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Таким образом, из содержания статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые органы наделены правом самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по этому же налогу или другим налогам в тот же бюджет, а также пени.

Кроме того, налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 45 и пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении о зачете, при несогласии с которым налогоплательщик вправе оспорить его в вышестоящий орган или в суд.

Арбитражным судом Республики Хакасия установлено, что у учреждения имелась переплата по единому социальному налогу за 1 квартал 2007 года в сумме 6 089 рублей 61 копейки, которая перекрывает сумму задолженности за 2 квартал 2007 года (5 341 рублей 54 копеек).

На основании изложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии у учреждения задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, за 2 квартал 2007 года и обоснованно отказали налоговой инспекции в удовлетворении требований о взыскании задолженности по единому социальному налогу за указанный налоговый период и пени.

Доводы налоговой инспекции относительно произведенного ею зачета переплаты за 1 квартал 2007 года в сумме 6 089 рублей 61 копейки по единому социальному налогу в счет недоимки за 2006 год являлись предметом исследования судом апелляционной инстанции и не нашли своего подтверждения. Не представлено подтверждений произведенного зачета и в суд кассационной инстанции.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также являлись предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем с учетом требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции правовые основания для переоценки установленных судебными инстанциями обстоятельств и отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 30 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия, постановление от 9 июля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу NА74-329/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

      Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка