ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2008 года Дело N Ф03-А51/08-1/862


[В удовлетворении заявленного требования о признании незаконными отказов УФРС в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки отказано, поскольку в соответствии с п.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, сведения о том, что спорный участок лесного фонда (или его часть) изъят из лесного фонда (осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель) в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют]
(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от лиц, участвующих в деле, представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение от 18.10.2007, постановление от 24.01.2008 по делу N А51-5630/2007 4-298 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению администрации города Владивостока к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю; третьи лица - Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке", Краевое государственное учреждение "Владивостокский лесхоз", о признании незаконными отказов в государственной регистрации, установил:

Администрация города Владивостока (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконными отказов Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее - УФРС по Приморскому краю) в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, расположенные по адресам: город Владивосток, улица Плеханова, 27, площадью 2405 кв.м; улица Находкинская, 5, площадью 1360 кв.м; улица Коммуны, 2, площадью 21079 кв.м; улица Находкинская, 9, площадью 3426 кв.м (далее - спорные земельные участки).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке".

Определением от 25.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное учреждение "Владивостокский лесхоз" (далее - Владивостокский лесхоз).

Решением от 18.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с названными судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что до разграничения государственной собственности на землю, отнесение находящихся в государственной собственности земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ (далее - Закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ) осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков, в связи с чем с момента установления границы Владивостокского городского округа земельные участки, расположенные в границах этого округа, относятся к категории земель населенных пунктов; необоснованный вывод суда о том, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности, поскольку не представлено доказательств государственной регистрации права.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

До рассмотрения кассационной жалобы от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены.

Как следует из материалов дела, 05.09.2006 на основании постановления главы администрации города Владивостока N 2109 создано Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке".

09.01.2007, 10.01.2007, 18.01.2007 Администрацией приняты постановления N 15, N 76, N 161, N 501 о предоставлении Муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование под площадку для загородного отдыха жителей города.

16.01.2007 и 19.01.2007 Администрация обратилась в УФРС по Приморскому краю с заявлениями зарегистрировать право собственности на спорные земельные участки.

Письмами от 16.03.2007 N 01/018/2007-91, N 01/018/2007-93 и от 30.03.2007 N 01/014/2007-295, N 01/016/2007-209 Администрации отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки.

Администрация, полагая, что данные решения не соответствует закону и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, установил, что кадастровые планы спорных земельных участков соответствуют требованиям законодательства, а также что спорный земельный участок индивидуализирован и является объектом права, поскольку ему присвоен кадастровый номер.

С учетом установленных обстоятельств, и принимая во внимание тот факт, что Администрацией в УФРС по Приморскому краю был представлен полный пакет документов, требуемый для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, правомерен вывод суда обеих инстанций о том, что отказ в государственной регистрации права по причине представления документов, не соответствующих требованиям закона, необоснован.

Наряду с указанным судом приняты во внимание следующие обстоятельства.

Согласно данным государственного учета лесного фонда на 01.01.2007, материалам лесоустройства 1992-1993 годов, карте-схеме Владивостокского лесхоза спорные земельные участки расположены в границах земель лесного фонда Владивостокского лесхоза.

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.56 N 3682-р все леса Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду первой группы лесов.

Одним из критериев разграничения государственной собственности на землю - наличие федерального закона, относящего земельные участки и земли к собственности того или иного публичного образования (статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации* лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации" - Примечание изготовителя базы данных.     

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.

Сведения о том, что спорный участок лесного фонда (или его часть) изъят из лесного фонда (осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель) в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.

В этой связи довод жалобы о том, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, а также ссылка на Закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ, которым установлено, что до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу этого Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков, является необоснованным.

При разрешении спора другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 18.10.2007, постановление от 24.01.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5630/2007 4-298 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка