• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2008 года Дело N Ф09-7766/08-С3


[Поскольку материалы проверки и оспариваемое решение налоговой инспекции не содержат документального подтверждения оборудования стационарных рабочих мест и фактического использования помещения обособленным подразделением управления, то суд сделал правильный вывод о том, что наличие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.2 ст.116 НК РФ, отсутствует]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Полевскому Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2008 по делу N А60-2706/08 Арбитражного суда Свердловской области.

В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Кузнецова Л.В. (доверенность от 11.03.2008), Горбачева С.А. (доверенность от 21.04.2008).

Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (далее - управление), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 15.11.2007 N 524.

Решением суда от 02.04.2008 (резолютивная часть от 26.03.2008; судья ...) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2008 (резолютивная часть от 10.07.2008; судьи: ...) решение суда отменено. Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные требования и признал недействительным решение инспекции от 15.11.2007 N 524.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.

По мнению инспекции, на момент подачи заявления о внесении изменения по месту нахождения обособленного подразделения от 20.02.2007 N 04-11/307-14 управление на учете в инспекции не состояло, поскольку на основании заявления о снятии с учета в налоговом органе от 11.05.2001 и представленного пакета документов Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Полевского как обособленное подразделение был снят с налогового учета. Налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), имеет формальный состав и считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Таким образом, ответственность наступает за допущенное организацией нарушение срока подачи заявления независимо от последствий. Постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на учет на основании заявления налогоплательщика. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Инспекция полагает, что представленные управлением 03.10.2007 в инспекцию документы о создании обособленного подразделения по месту нахождения организации на территории г.Полевского (заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации от 03.10.2007, сопроводительное письмо N 04-10/1932 от 01.10.2007, Положение об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 19.07.2006 N П/0189, лист изменений в Положение об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 23.01.2007 N 04-10/84 с перечнем структурных подразделений управления, копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, приказ руководителя управления Никитина Василия Михайловича о переводе Змеева Анатолия Николаевича с должности заместителя начальника отдела на должность начальника отдела) подтверждают, что Змеев А.Н. переведен на должность начальника Территориального отдела N 39 управления с 09.01.2007 на основании приказа от 28.12.2006 N 969-к, соответственно, управлением создано стационарное рабочее место. Месячный срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе истек 09.02.2007. В нарушение п.4 ст.83 Кодекса управлением не соблюден срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории г.Полевского, следовательно, им совершено нарушение налогового законодательства, выразившееся в пропуске срока подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, ответственность за которое предусмотрена п.2 ст.116 Кодекса.

Управлением отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки по вопросу своевременности подачи управлением заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения составлен акт от 08.10.2007 N 04-04 и вынесено решение от 15.11.2007 N 524 о привлечении управления к ответственности, предусмотренной п.2 ст.116 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.

Основанием для привлечения управления к ответственности послужил вывод инспекции о нарушении им срока постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения в г.Полевском.

В соответствии со ст.11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организаций, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно п.4 ст.83 Кодекса при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет ответственность, предусмотренную п.2 ст.116 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб.

В силу п.6 ст.108 Кодекса лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку в налоговом законодательстве не дано четкого определения момента, с которого обособленное подразделение считается созданным, то исходя из смысла п.2 ст.11 Кодекса срок установленный п.4 ст.83 Кодекса, следует исчислять с момента создания стационарных рабочих мест.

Согласно постановлению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.07.2003 N 225/03 для того, чтобы считать обособленное подразделение организации созданным, необходимо наличие предусмотренных п.2 ст.11 Кодекса признаков обособленного подразделения.

Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии с требованиями, установленными ст.ст.65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, имеющиеся в материалах дела, пришел к выводу о том, что инспекцией не представлены доказательства, подтверждающие момент создания управлением обособленного подразделения. Материалы проверки и оспариваемое решение инспекции не содержат документального подтверждения оборудования стационарных рабочих мест и фактического использования помещения обособленным подразделением управления в г.Полевском.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что наличие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.2 ст.116 Кодекса, в действиях (бездействии) управления инспекцией не доказано.

Судом апелляционной инстанции установлено, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица 24.12.90 за основным государственным регистрационным номером 1036602635893 и поставлен на налоговый учет в Инспекции Министерства по налогам и сборам по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга 19.02.92 с присвоением идентификационного номера налогоплательщика 6658030238.

В соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области от 15.02.91 N 4-К в районах и городах Свердловской области были созданы территориальные комитеты, в том числе Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Полевского.

На основании заявления от 31.01.2000 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области поставлен на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения в г.Полевском.

В соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области от 10.01.2000 N 24 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Полевского как самостоятельное юридическое лицо подлежал ликвидации. В этих целях на основании распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области от 20.04.2001 N 36 была создана ликвидационная комиссия под председательством Змеева А.Н., который являлся председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Полевского.

Змеевым А.Н. 11.05.2001 в налоговый орган г.Полевского было подано заявление о снятии с учета в налоговом органе Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

На основании данного заявления инспекцией снят с налогового учета Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области.

Вместе с тем материалы дела не содержат сведений о том, что Змеев А.Н. при направлении заявления от 11.05.2001 был уполномочен действовать от имени Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области.

Поскольку действия Змеева А.Н. были направлены на ликвидацию Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Полевского и он не был уполномочен действовать от имени Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области, у инспекции не имелось оснований для снятия с налогового учета по заявлению Змеева А.Н. от 11.05.2001 Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, которому переданы полномочия комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 66 N 005555824 следует, что управлению присвоен основной государственный номер 1036602635893.

Содержание свидетельства о постановке на налоговый учет серии 66 N 002069383 свидетельствует о том, что управление поставлено на налоговый учет 19.02.92 с присвоением идентификационного номера налогоплательщика 6658030238. Таким образом, в целях налогового учета управление идентифицируется с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области.

В связи с изменением структуры управления в соответствии с приказом от 25.08.2006 N 97-1 изменилось наименование обособленного подразделения управления в г.Полевском - с Территориального отдела N 17 на Территориальный отдел N 39.

Таким образом, обращение управления 03.10.2007 в инспекцию с заявлением о постановке на налоговый учет по месту нахождения Территориального отдела N 39 в г.Полевском связано не с созданием обособленного подразделения в г.Полевском, а с изменением его наименования.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение инспекции не может быть признано законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2008 по делу N А60-2706/08 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Полевскому Свердловской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А60-2706/08
Ф09-7766/08-С3
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 27 октября 2008

Поиск в тексте