ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2005 года Дело N Ф04-7923/2005(16645-А27-15)


[Удовлетворяя заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции в части взыскания транспортного налога, пеней и штрафа, суд указал, что ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности установленного в нем двигателя]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области, г.Междуреченск, на решение от 02.06.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 23.08.2005 по делу N А27-12706/05-6 по заявлению открытого акционерного общества "Разрез Сибиргинский" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области, г.Междуреченск, о признании недействительным решения, установил:

Открытое акционерное общество "Разрез Сибиргинский" (далее - ОАО "Разрез Сибиргинский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области, г.Междуреченск (далее - налоговый орган), о признании недействительным решения от 06.04.2005 N 4 в части взыскания транспортного налога в размере 3967685 руб. 50 коп., пени в размере 103134 руб. 42 коп., штрафа в размере 793537 руб. 50 коп. (с учетом уточненных требований).

Решением от 02.06.2005 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены со ссылкой на их правомерность.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган и его представитель в судебном заседании просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что при расчете транспортного налога за 2004 год общество неправомерно применило ставку в размере 7,5 руб., которая установлена статьей 2 Закона Кемеровской области N 95-ОЗ от 28.11.2002 "О транспортном налоге" для самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневмоническом и гусеничном ходу. Считает, что в связи с тем, что объектом налогообложения транспортным налогом являются БелАЗы, которые по своим техническим характеристикам относятся к грузовым автомобилям, для расчета налога должна применяться ставка в размере 51 рубля за лошадиную силу, установленная указанным Законом. Просит принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Разрез Сибиргинский" считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год, заместителем руководителя налогового органа принято решение от 06.04.2005 N 4 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 794115 руб., а также налогоплательщику предложено уплатить сумму неуплаченного транспортного налога в размере 3970573 руб. и пени в размере 103235 руб.

Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности послужило неверное, по мнению налогового органа, применение обществом при исчислении транспортного налога налоговой ставки в связи с отнесением автомобиля марки БелАЗ к категории "другие самоходные транспортные средства", а не к категории "грузовые автомобили".

Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения вынесенный по делу судебный акт, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя. Транспортный налог на территории Кемеровской области установлен Законом Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-ОЗ "О транспортном налоге".

Таким образом, из приведенных норм права следует, что ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности установленного в нем двигателя.

В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является обязательным условием установления наличия объекта налогообложения.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.94 орган государственного надзора, осуществляющий контроль за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, осуществляет регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Требования к карьерным самосвалам, обязательные для выполнения предприятиями-разработчиками и предприятиями-изготовителями, а также предприятиями, эксплуатирующими самосвалы, независимо от их ведомственной подчиненности устанавливают: ГОСТ 30537-97 и ОСТ 37.001.490-90, согласно которым БелАЗ - это самосвал карьерный, самоходная карьерная колесная машина, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что мототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (в том числе карьерные самосвалы - БелАЗ), относятся к объекту налогообложения по транспортному налогу - "другие самоходные транспортные средства" и облагаются транспортным налогом по налоговой ставке в размере 7,5 руб. с каждой лошадиной силы в соответствии с пунктом 2 Закона Кемеровской области N 95-ОЗ от 28.11.2002 "О транспортном налоге".

Ссылки налогового органа на приказ МВД Российской Федерации от 25.05.98 N 314 "Об утверждении норм расходов топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов" и "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные Минтрансом России 29.04.2003, правомерно не приняты судом в качестве состоятельных, так как они не регулируют спорные правоотношения и не относятся к законодательству о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

Решение от 02.06.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 23.08.2005 по делу N А27-12706/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка